В Азербайджане процесс по делу активиста оппозиции Джаббара Савалана продолжится 26 июля
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Сумгаитском апелляционном суде под председательством судьи Лятифы Мамедовой в четверг, 21 июля, было продолжено рассмотрение жалобы активиста партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Джаббара Савалана. Показания давал один из понятых, которого адвокаты уличили в даче противоречивых показаний. Второй понятой на процесс не явился. Суд возобновится 26 июля.
Как сообщал "Кавказский узел", апелляционная жалоба была подана в связи с осуждением Савалана 4 мая Сумгаитским городским судом, который приговорил активиста к 2,5 года лишения свободы по обвинению в незаконном хранении наркотиков. Джаббар Савалан был задержан 5 февраля. По информации полиции, у него было изъято 0,17 грамма опия. По словам Савалана, наркотики ему подложили.
На заседании 21 июля с показаниями выступил понятой Магеррам Исмайлов. По его сведениям, он шел 5 февраля по улице и был приглашен в качестве понятого сотрудником полиции. Исмайлов подтвердил, что его позвали уже после того, как Савалан был задержан. Он также отметил, что обыск одежды Савалана был произведен в городском управлении полиции, причем не сразу после доставки сюда понятого и подозреваемого, а "через некоторое время".
Понятой сказал, что из кармана Савалана вытащили пакетик "с опием". На вопрос защиты, откуда он знает, что это был опий, понятой ответил: "Мне так сказали". Он признал, что не знает латинской графики азербайджанского языка (латинская графика введена в 2001 году и не все ее знают. - Прим. "Кавказского узла") и подписал то, что ему написали и зачитали в полиции.
Адвокаты Асабали Мустафаев и Анар Гасымов неоднократно спрашивали у Исмайлова, впервые ли он привлекался в качестве понятого. Исмайлов говорил, что в первый раз. Однако Исмайлов ничего не мог сказать, когда адвокат Гасымов продемонстрировал протокол дачи Исмайловым показаний в качестве понятого по другому делу.
Это и некоторые словарные выражения, которые употреблял понятой, дали основания адвокатам полагать, что Исмайлов является "штатным понятым полицейских". "Это является еще одним веским свидетельством сфабрикованного характера обвинения", - заключил адвокат Гасымов.
Другой понятой - Рагим Шихалиев - на допрос не явился, и в связи с этим судья отложила слушания на 26 июля.
Как обычно на процесс пришло большое количество людей из группы общественной поддержки Савалана - активисты молодежных отделений ПНФА, партии "Мусават", представители институтов гражданского общества.
Как сообщал "Кавказский узел", на судебном заседании по этому делу 19 июля был допрошен главный оперуполномоченный отдела уголовного розыска Сумгаитского управления полиции Фаик Мирзоев. Он пояснил, что решение о проведении обыска одежды Савалана у его дома было принято на основе "оперативной информации". По утверждению Мирзоева, Савалан стал препятствовать проведению обыска, поэтому был задержан и доставлен в Сумгаитское управление полиции.
По информации Мирзоева, в управлении при понятых был проведен обыск, и у Савалана были изъяты наркотики. Однако Савалан опроверг данные оперуполномоченного, заверив, что наркотики ему были подброшены. Савалан также отметил, что Мирзоев оказывал на него давление с целью получения признательных показаний, угрожая "неприятностями" его матери и брату.
Адвокаты Савалана Асабали Мустафаев и Анар Гасымов потребовали от Мирзоева раскрыть суду источник "оперативной информации", сообщивший о наличии у активиста наркотиков. Однако Мирзоев сказал, что не может этого сделать поскольку "операция была осуществлена на основе секретного плана". Не ответил он и на вопрос адвокатов о том, почему следствие не установило, где Савалан "приобрел" наркотики.
По мнению главы молодежного отделения партии Народного фронта Азербайджана Абульфаза Гурбанлы, Савалан задержан по политическим мотивам, и, в частности, за активное участие в шествии оппозиционеров 20 января по случаю 21-й годовщины ввода в Баку частей Советской армии для подавления национально-демократического движения. Савалан был также активным пользователем Facebоok и через эту сеть призывал молодежь принять участие в предполагаемой 11 марта акции протеста в Баку с требованием демократических реформ.