Евросуд признал Россию ответственной за смерть жителя Чечни от пыток представителями власти

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Европейский суд по правам человека признал Россию ответственной за смерть 25-летнего Зелимхана Исаева в мае 2004 года, наступившую вследствие пыток представителями государства. Решение суда было принято 21 июня. Заявителям присудили 78 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда.

Как отмечается в деле "Исаев и другие против России" (Isayev and others v. Russia, жалоба №43368/04), вечером 9 мая 2004 года Зелимхан Исаев вместе со своей сводной сестрой Липой Дудушевой находился у себя дома в селе Гой-Чу Чеченской Республики. Около 20:30 вооружённые люди в масках ворвалась в их внутренний дворик, схватили Зелимхана, надели на него наручники. Вооружённые люди обыскали дом и, не  найдя ничего противозаконного, посадили Зелимхана в машину и увезли в неизвестном направлении.

На следующий день родственники Зелимхана узнали, что после задержания он содержался в Урус-Мартановском отделе ФСБ, а затем был переведён в Урус-Мартановское РОВД. Один из сотрудников ФСБ заверил родственников, что Зелимхан оказывал сопротивление при задержании и его ранили. 12 мая Зелимхана перевезли в больницу, где его братьям удалось встретиться с ним и сфотографировать повреждения на его теле.

Зелимхан рассказал, что после задержания сотрудники ФСБ пытали его всю ночь - электрическим током, прижигали сигаретами открытые участки тела, избивали резиновыми дубинками, чтобы заставить его рассказать "всё, что он знает". 10 мая Зелимхан согласился подписать какие-то документы, не читая их. После этого его перевезли в РОВД. 16 мая здоровье Зелимхана резко ухудшилось, и ночью того же дня он умер от острой почечной недостаточности, анурии, отёка легких и других травм.

Несмотря на утверждение правительства России о том, что Зелимхана не заключали под стражу до утра 10 мая, суд посчитал версию заявителей об аресте Зелимхана 9 мая правдивой, поскольку власти РФ отказались предоставить суду подтверждающие документы и доказательства своей версии. Также правительство РФ не представило никаких доказательств того, что при задержании Зелимхан оказывал сопротивление.

Ввиду того, что российское правительство "не смогло предоставить какое-либо правдоподобное или убедительное объяснение" смерти Исаева, суд признал, что власти России несут ответственность за его смерть, нарушив статью 2 – право на жизнь – Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Также была нарушена и статья 2 Конвенции из-за неэффективного расследования смерти Исаева - уголовное дело было возбуждено только по истечении трёх лет с момента событий.

Суд счёл особенно тревожным тот факт, что следователи не допросили ни сотрудников ФСБ, задержавших Зелимхана, ни свидетелей задержания, а вскрытие трупа вообще не производилось.

Суд решил, что обращение с Зелимханом Исаевым было "особенно жестоким, поскольку повлекло его смерть", и приравнял такое обращение к пыткам (статья 3 Конвенции запрещает пытки). Суд также признал нарушение властями РФ статьи 13, поскольку фактически расследование уголовного дела не проводилось и заявители были лишены эффективных средств правовой защиты.

Интересы заявителей, четырёх родственников Зелимхана Исаева, представляли Европейский центр защиты прав человека (EHRAC, Лондон) и правозащитный центр "Мемориал" (Москва), который приветствует постановление суда и находит его справедливым и объективным, говорится в поступившем в редакцию "Кавказского узла" сообщении ПЦ "Мемориал".

Особо правозащитная организация указывает на то, что суд не посчитал необходимым для заявителей исчерпывать внутригосударственные средства правовой защиты, в частности, обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела согласно статье 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Суд признал, что это средство правовой защиты не принесло бы результатов при тотальном бездействии, которое продемонстрировали власти при расследовании преступления, подчеркивает ПЦ "Мемориал".

Как сообщал "Кавказский узел", 14 июня стало известно о решении Европейского суда по правам человека по делу уроженца Чечни Саламбека Мовсаева, погибшего в марте 2006 года. Родственники утверждали, что к его гибели причастны сотрудники силовых структур. ЕСПЧ посчитал, что право на эффективное средство правовой защиты близких погибшего было нарушено и обязал Россию выплатить 26 тысяч евро в качестве компенсации морального ущерба и возмещения судебных издержек. Евросуд тогда также принял во внимание то, что истцы ранее не жаловались в российские суды на неэффективное расследование, а впервые подали эту жалобу напрямую в ЕСПЧ.

В начале июня Европейский суд по правам человека в Страсбурге обязал Россию выплатить штраф 244,5 тысячи евро по трем искам жителей Чечни. 29 марта Европейский суд вынес решение по делу "Эсмухамбетов и другие против России", признав РФ ответственной за гибель 12 сентября 1999 года жителей села Коги на юго-востоке Чеченской Республики при бомбардировке и обстреле с воздуха в ходе контртеррористической операции. Заявителями тогда стали 27 человек, живших или находившихся в Коги на момент событий.

"Кавказский узел" также писал, что Российская Федерация удерживает первое место по количеству новых жалоб, направленных против нее в Европейский суд по правам человека. Большая часть этих решений связана с делами жителей Северного Кавказа. 20 мая президент РФ Дмитрий Медведев поручил Министерству юстиции вести мониторинг исполнения решений Страсбургского суда.

Для России, состоящей в Совете Европы, решения ЕСПЧ обязательны к исполнению. Тем не менее правозащитники критикуют Москву за медленное исполнение или игнорирование решений ЕСПЧ. В частности, о проблемах с исполнением в России постановлений Страсбургского суда заявляла международная правозащитная организация Human Rights Watch, подчеркивая, что из рассмотренных организацией 33 дел по заявлениям жителей Чечни на тот момент ни одно не завершилось привлечением виновных к ответственности.

Автор: