Представители Исламского культурного центра обжалуют решение суда о его ликвидации

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Общероссийский исламский культурный центр будет апеллировать к высшему российскому, а потом к европейскому правосудию. Об этом заявил Абдул-Вахед Ниязов, глава Исламского культурного центра (ИКЦ) Абдул-Вахед Ниязов, комментируя удовлетворение Верховным судом РФ иска Минюста России о закрытии этой организации. По мнению представителя центра в Кабардино-Балкарии Анвара Хаджиева, работа ИКЦ была актуальна для мусульман Северного Кавказа, так как он вел разъяснительную работу о сути ислама как религии мира.

26 мая Верховный суд РФ вынес решение о ликвидации Исламского культурного центра. С иском о ликвидации ИКЦ обратилось Министерство юстиции России, выявившее в ходе проверок нарушения в финансово-хозяйственной и уставной деятельности центра. По утверждению Минюста, ИКЦ не соответствовал также статусу общероссийской организации, у которой по уставу должны действовать филиалы в большинстве субъектов федерации.

Помимо этого претензии к ИКЦ имеют и московские власти. В мае 2010 года Арбитражный суд Москвы обязал ИКЦ освободить нежилые помещения в парке Победы на берегу Сетуни во временном двухэтажном строении. По утверждению префектуры Западного округа и управы района Раменки, здание построено незаконно и подлежит сносу.

Ниязов: закрытие Исламского культурного центра направлено против Духовного управления мусульман России

В настоящее время тяжба о здании продолжается. По словам Абдул-Вахеда Ниязова, здание находится в пользовании Духовного управления мусульман России, там расположен музей, выставочный центр ИКЦ, и вопрос о судьбе здания остается открытым.

"Наши юристы уже подготовили необходимые бумаги для подачи апелляции в Президиум Верховного суда. И я намерен также обратиться в Общероссийский народный фронт, который возглавляет премьер-министр Владимир Путин. Мы тоже часть народа и уже 20 лет делаем важное для народа и страны дело, работаем на ниве культуры в исламском сегменте общества во имя единства страны, межконфессионального и межнационального согласия", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Абдул-Вахед Ниязов.

По его словам, действия Минюста и сотрудников ФСБ инициированы "исламофобским лобби в Кремле".

"Претензии к ИКЦ надуманы и смешны. В работе любой организации можно найти какую-нибудь зацепку, чтобы закрыть ее при необходимости. Это просто чиновничий, можно сказать, беспредел. В Кремле, в администрации президента, есть исламофобское лобби, которому не понравилась наша гражданская позиция, когда мы довольно активно отстаивали интересы мусульман, Духовного управления мусульман под руководством муфтия Равиля Гайнутдина", - говорит Абдул-Вахед Ниязов.

По его мнению, эти люди не позволили построить мечеть в Текстильщиках, где проживает 180 тысяч мусульман, противились объединению мусульманских организаций, когда авторитетные муфтии и духовные центры намеревались это сделать. "Этому лобби по силам использовать против лояльной государству и обществу организации Минюст, ФСБ и суд. Мы не уверены, что решение высшей инстанции будет в нашу пользу. Но, тем не менее, будем отстаивать свои интересы законным путем. Следующим этапом будет обращение в Европейский суд по правам человека", - отмечает Ниязов.

По мнению главы ИКЦ, действия в отношении его направлены против Духовного управления мусульман России и самому Равилю Гайнутдину. "Эти люди достаточно влиятельны. Но и они понимают, что муфтий Равиль Гайнутдин - это уважаемая фигура и среди российских мусульман, и на постсоветском пространстве, и он пользуется авторитетом международных - не только исламских - институтов. Закрытие культурного центра - это такой укус, сигнал, рассчитанный на Духовное управление и Равиля Гайнутдина", - говорит Абдул-Вахед Ниязов.

В Духовном управлении мусульман отрицают наличие конфликта с властями

Тем временем в самом Духовном управлении не все готовы комментировать ситуацию с закрытием ИКЦ. Один из членов Совета муфтиев сказал корреспонденту "Кавказского узла", что не будет комментировать ситуацию с закрытием ИКЦ и попросил не упоминать его имени. Другой представитель мусульманского духовенства, заместитель председателя Совета муфтиев Дамир Гизатуллин сказал, что никакого конфликта с администрацией президента у ДУМ нет.

"Администрация президента всегда идет нам навстречу, когда мы проводим праздники, открываем Шатер Рамадана, организуем культурные мероприятия. Жаль, что закрыли ИКЦ, он осуществляет очень важную работу в обществе, среди мусульманской уммы. Мы - многоконфессиональное общество, и диалог культур - это наша вековая традиция, залог нашего единства, нашего взаимоуважения и процветания. Но если есть какие-то недочеты в работе, в документации, их надо устранять", - отметил Дамир Гизатуллин.

Хузин: "ИКЦ водил хороводы с известными экстремистами и террористами"

Однако и в самом мусульманском сообществе в связи с закрытием ИКЦ звучат порой полярные мнения. Глава исполкома недавно созданного Всероссийского муфтията, позиционирующегося как альтернатива возглавляемому Равилем Гайнутдином ДУМ, Мухамедгали Хузин приветствовал закрытие ИКЦ. По словам Хузина, "это так называемое общественное крыло Совета муфтиев России было жалким подобием остаповского "Рога и копыта", но если над "Рогами и копытами" можно было посмеяться, то Исламский культурный центр приносил реальный вред как мусульманскому сообществу России, так и межрелигиозному миру в стране", передает "Интерфакс".

"Можно только от души одобрить решение Верховного суда о запрете деятельности Исламского культурного центра во главе с Абдул-Вахедом Ниязовым, - говорится в распространенном заявлении Мухаммедгали Хузина. - Вместо декларируемых целей "исламского просвещения" ИКЦ водил хороводы с известными экстремистами и террористами, такими как братья Хачилаевы, Дудаев, Масхадов и так далее".

Мухамедгали Хузин обвинил Абдул-Вахеда Ниязова в симпатиях к радикалам: "Лидер Исламского культурного центра в прошлом году вообще договорился до того, что начал в публичном пространстве "обосновывать" идею "освободительной борьбы завоеванных народов", готовя, по сути, мятеж в стране".

В свою очередь заместитель председателя Совета муфтиев Дамир Гизатуллин в связи с этим заявлением заявил корреспонденту "Кавказского узла", что, если бы в работе ИКЦ за эти 20 лет было что-то незаконное, какая-нибудь поддержка экстремистов или связь с ними, правоохранительные органы вели бы себя иначе. "В свое время Абдул-Вахед был депутатом Госдумы РФ и был избран от партии власти", - отметил Дамир Гизатуллин.

Хаджиев: Исламский культурный центр на Северном Кавказе вел разъяснительную работу о сути ислама как религии мира

Скептически к намекам противников ДУМ об оппозиционности и поддержке экстремистов со стороны представителей ИКЦ относится обозреватель телекомпании "Дождь" Орхан Джемаль.

"Абдул-Вахед всегда был лоялен власти и умел удовлетворять ее запросы. Так что его оппозиционность – это бред. В подоплеке ситуации - конфликт администрации президента и Совета муфтиев под руководством Равиля Гайнутдина. Удар направлен против ИКЦ потому, что Ниязов засветился активной поддержкой председателя Совета муфтиев в противоборстве с новым проектом Кремля - Всероссийским муфтиятом. В этом конфликте не последнюю роль сыграли неплохие отношения руководства Духовного управления и бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Власть наказывает за поддержку Лужкова, в том числе и Исламский культурный центр", - считает Орхан Джемаль.

О том, что конфликт лежит в плоскости, далекой от религии и культуры, говорит и известный исламовед, специалист по Кавказу, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев.

"Не буду говорить о подоплеке, это не моя область. Но для мусульман, особенно на Северном Кавказе, слова о том, что Исламский центр был как-то связан с экстремистами, звучат чушью. Исламский культурный центр там не обладал никаким авторитетом и не имел никакого веса. На Северном Кавказе есть свои достаточно автономные муфтияты, свои центры влияния, которые не нуждаются в такой поддержке", - говорит Кисриев.

Однако представитель ИКЦ в Кабардино-Балкарии Анвар Хаджиев считает, что работа Исламского культурного центра была актуальна в первую очередь для мусульман Северного Кавказа.

"То, что суд решил ликвидировать Исламский культурный центр - это неправильно. Обвинения в связях с экстремистами, которые кто-то озвучивает походя, смешны. Мы, наоборот, ведем разъяснительную работу о сути ислама, что ислам - это религия мира, разъясняем цели и задачи самосовершенствования во благо общества", - говорит Хаджиев.

По его словам, все знают, как сложно жить и работать на Северном Кавказе, "как трудно дается слово истины в общении с людьми, которые идут разными путями". "И в этих условиях любая позитивная работа, направленная на пользу общества, особенно важна. Наоборот, надо было способствовать активизации просветительской работы, а не закрывать", - убежден Анвар Хаджиев.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"