В Дагестане на суде по делу последователя турецкого богослова сегодня будет вынесен вердикт
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На процессе по уголовному делу в отношении последователя турецкого богослова Саида Нурси Зиявдина Дапаева, которого в Дагестане обвиняют в организации деятельности экстремистской организации "Нурджулар", обвиняемый получил право сказать последнее слово. Свою вину Дапаев не признал, сегодня ожидается оглашение приговора.
"Судья Вера Ивашкина дала мне последнее слово, после чего будет вынесен вердикт. Я заявил, что ни в чем виновным себя не считаю: я не являюсь членом движения "Нурджулар" (деятельность организации в России запрещена судом - прим. "Кавказского узла"), такой организации вообще нет в природе, мы следуем за учением Нурси, читаем его книги, потому что они призывают к миру и согласию", - рассказал Дапаев в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, окончательный вердикт будет вынесен 18 мая.
Дапаев сообщил, что против него начали давать показания бывшие единомышленники: "На одно из заседаний суда пригласили Малика Манатилова и Артура Гаджираджабов, с которыми я дружил. Я рассказывал им о Саиде Нурси, они слушали меня, ничего тогда не говорили. Малик на суде стал утверждать, что я неоднократно заявлял, что есть такая могучая организация "Нурджулар" (деятельность организации в России запрещена судом - прим. "Кавказского узла") посылал людей во все города Дагестана, чтобы открыть ее филиалы, неоднократно ездил в Турцию, где встречался с членами организации".
Второй свидетель рассказал, что Дапаев продавал запрещенную литературу, заставлял читать ежедневно по 80 страниц книги Саида Нурси "Рисале-Нур", постоянно ему названивал, настаивая на посещении занятий. Однако сам Дапаев заявляет, что это неправда.
Подсудимый считает, что судья Ивашкина относится к процессу предвзято: "В зале сидят несколько работников ФСБ Дагестана, благодаря которым и был запущен процесс. Судья не удовлетворяет наши просьбы, в частности не приглашает определенных свидетелей".
Дапаев заявил, что уже известны некоторые подробности психолингвистической экспертизы трудов Саида Нурси. Он утверждает, что в них не нашли признаков экстремизма, теперь его обвиняют просто в "формировании жертвенности во имя идеи" и "призывах к переустройству мира в метафорической форме".
Ранее руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) Магомедрасул Омаров признался, что не знаком с книгами Нурси, поэтому не может дать комментарии. Дагестанские последователи турецкого богослова сегодня предъявляют справку председателя экспертного совета ДУМД Ахмеда Магомедова, в которой отмечено, что книги Нурси "не содержат канонических ошибок и противоречий с традиционным исламом".
Главный редактор федерального информационного интернет-ресурса "Ислам.ру" Абдула Мухаметов отметил, что книги Саида Нурси, по мнению крупных исламских ученых, соответствуют исламским канонам. На его взгляд, никто не имеет права предъявлять претензии из-за того, что у последователей Саида Нурси хранятся его книги, не переведенные на русский язык. Эксперт Московской Хельсинкской группы Рихард Пантелейчук считает, что "ничего крамольного" в книгах богослова нет.
Напомним, уголовное дело в отношении Дапаева было возбуждено 17 декабря 2009 года по статье 282.2 (организация деятельности экстремистской организации) УК России. С 15 октября 2010 года Дапаев находится под подпиской о невыезде. Старт судебному процессу был дан 24 января 2011 года. Тогда подсудимый заявил, что виновным себя не считает.