Зоя Светова считает справедливым заявление Орлова об ответственности Кадырова за убийство Натальи Эстемировой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Глава Чечни Рамзана Кадырова несет ответственность за гибель Натальи Эстемировой, заявила журналистка Зоя Светова 16 мая, давая показания в Хамовническом суде Москвы. По ее словам, Эстемирова высказывала опасения за свою жизнь, и эти угрозы исходили не со стороны боевиков.
Напомним, уголовное дело было возбуждено против председателя совета правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова в связи с его высказываниями об ответственности Кадырова за убийство сотрудницы ПЦ "Мемориал" в Чечне Натальи Эстемировой. Правозащитница была похищена из Грозного 15 июля 2009 года неизвестными людьми. В этот же день её тело нашли в Назрановском районе Ингушетии.
"Рамзан Ахмадович говорил, что знает все, что происходит в республике, поэтому я считаю, что он знал о том, что Наталью Эстемирову могли убить. То есть он за это несет ответственность – это мое личное мнение", - подчеркнула в суде Зоя Светова, отвечая на вопрос гособвинителя о том, как она расценила слова Олега Орлова об ответственности Рамзана Кадырова за убийство Натальи Эстемировой.
Гособвинитель спросила Светову, читала ли она пресс-релиз с заявлением "Мемориала" после убийства Натальи Эстемировой. Журналистка пояснила, что среди прочих сообщений об убийстве Эстемировой, она читала и пресс-релиз "Мемориала".
Согласно показаниям Световой, Наталья Эстемирова высказывала опасения за свою жизнь. "Во время нашей встречи в Лондоне Наталья высказывала опасения, и эти угрозы, как я поняла, исходили не со стороны боевиков. Я уверена, что за такой известной правозащитницей, как Наталья Эстемирова, следили госорганы. И, значит, знали о том, что ей угрожает опасность, но ничего не предприняли. Здесь я вижу нарушение Европейской конвенции", - отметила свидетель.
Однако на вопрос, известно ли ей о том, что Наталья Эстемирова обращалась в правоохранительные органы в связи с опасением за свою жизнь, Зоя Светова ответила отрицательно.
Свои свидетельские показания в суде Зоя Светова начала с рассказа о встрече Рамзана Кадырова с правозащитниками в Доме правительства Чечни 22 февраля 2008 года. Журналистка также рассказала, как к правозащитникам попало письмо из рук Розы Чайниевой, жаловавшейся на сложное положение жителей в так называемом районе "Шанхай" в Заводском районе Грозного.
"Перед встречей в Доме правительства мы встречались в офисе "Мемориала". Туда пришла женщина, она сказала, мол, вот вы же из Москвы, вы сможете передать наше письмо президенту Медведеву. В этом письме сообщалось о том, что людей из "Шанхая" выселяют, и им негде жить. Там (в офисе "Мемориала". - Прим. ред.) были Наташа Эстемирова, Олег Орлов и Светлана Ганнушкина, они обсуждали, какие вопросы они будут поднимать сейчас на этом совещании", - поделилась подробностями Светова.
"Олег Орлов тогда сказал, что мы же не знаем проблемы, нам надо сначала подготовиться. Но мы видели эту женщину, хотели ей помочь и решили передать это письмо Рамзану Кадырову. Там было написано так: "Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Мы к вам обращаемся, потому что очень боимся, что до Рамзана Ахмадовича не доходит информация о том, что у нас происходит". Потом мы поехали в Дом правительства. Олег Орлов выступал и рассказывал о разных проблемах в республике и о том, что надо взаимодействовать НПО и госорганам", - продолжила журналистка.
По ее словам, потом Светлана Ганнушкина передала это письмо Рамзану Кадырову. "Он это письмо взял и очень сильно возмутился тому, что там было написано, что Рамзан Ахмадович не знает об этом. Он сказал, мол, "ну как же так? Я все знаю, что происходит в моей республике!" То есть этот человек все знал, что у него происходит в республике, и за все нес ответственность. И тогда он назначил во главу комиссии Эстемирову, в комиссию также входил мэр Хучиев. Кадыров сказал, что они поедут и будут эту проблему решать", - изложила детали свидетель.
Далее из ее показаний следует, что Эстемирова и Хучиев поехали в "Шанхай", где встречались с его жителями, там было много журналистов чеченских СМИ, которые снимали ситуацию в микрорайоне. Поздно вечером Световой позвонил помощник Кадырова Тимур Алиев и сказал, что ее со Светланой Ганнушкиной вызывает мэр Хучиев.
"Там было много людей из мэрии, был сам Хучиев, он был в хорошем приподнятом настроении. Появляется Роза Чайниева и ее сноха, которая принесла это письмо в "Мемориал", стали обсуждать ее проблему. Хучиев сказал, что эта женщина уже жаловалась на жилье, но ему принесли документ – ордер на ее квартиру. Я посмотрела и увидела, что этот ордер был выдан 21 мая 2007 года, а мы собрались 22 февраля 2008 года. И эта женщина сказала, что до сих пор не может жить в этой квартире, они пытались туда заселиться, но там живут уже другие люди. Оказалось, что это большая проблема в Грозном. Все перепуталось из-за этих двух войн", - добавила Светова.
В результате, говорит журналистка, она поняла, что Хучиев и Чайниева пришли к какому-то договору: "Хучиев дал женщине свою визитку и сказал звонить, если будут какие то вопросы. Было ощущение какого-то взаимопонимания, что они совместно пытаются решить эту проблему, при этом все это снималось на телевидение".
В 2009 году, кода в Московском военном окружном суде шел процесс по делу об убийстве Анны Политковской, Светова встретилась с Эстемировой и "тогда Наталья Эстемирова стала опять рассказывать про эту историю с "Шанхаем"".
"Она сказала: "Ничего там не решается. Эти дома сейчас будут сносить. Пожалуйста, напишите об этом". И я поняла, что проблема этой Розы не решается, и об этом написала", - констатировала Светова.
16 мая также давали показания мэр Грозного Муслим Хучиев и руководитель информационной службы правительства и главы Чечни Альви Каримов. Хучиев заверил, что конфликта у Рамзана Кадырова с Натальей Эстемировой не было, а письмо от жителей "Шанхая" не было подлинным, так как не удалось найти людей, подписавших его.
В перерыве судебного слушания глава ПЦ "Мемориал" Олег Орлов заявил корреспонденту «Кавказского узла», что сторона обвинения уводит суд в сторону обсуждения личности Натальи Эстемировой, потому что обвинению не хватает доказательств своей правоты. Позже эти слова поддержала и глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, которая была повторно допрошена 16 мая в качестве свидетеля. По ее мнению, свидетели со стороны Рамзана Кадырова пытаются очернить имя Натальи Эстемировой.
Как сообщал "Кавказский узел", Олег Орлов не признает вину в клевете на главу Чечни. По его словам, он говорил о "социально-политической", а не уголовной ответственности Рамзана Кадырова за убийство Натальи Эстемировой. 28 апреля глава Чечни дал показания по видеосвязи, находясь в здании Верховного суда Чечни. Он заявил, что слова Олега Орлова о его виновности в убийстве Натальи Эстемировой порочат его честь и достоинство. Кадыров хочет, чтобы Орлова привлекли к уголовной ответственности.
Согласно российскому законодательству, по статье о клевете Орлов может получить до трех лет лишения свободы. Правозащитники и общественные деятели России выступили с заявлением в его защиту. В Интернете идет сбор подписей под этим заявлением.