Участники заседания в Баку по статусу Каспия пока не согласовали вопрос о военной деятельности
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В ходе 28-го заседания специальной рабочей группы (СРГ) по разработке конвенции о правовом статусе Каспийского моря 26-27 апреля в Баку сторонам удалось продвинуться в согласовании ряда принципиальных вопросов. Однако, по словам замминистра иностранных дел Азербайджана Халафа Халафова, предстоит еще работа над вопросами по использованию поверхности воды, судоходству и военной деятельности.
В принятом по итогам заседания СРГ на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских стран коммюнике отмечается, что "делегации продолжили согласование положений проекта конвенции и обсудили вопросы, связанные с реализацией протокольного решения глав прикаспийских государств по национальной зоне". Было достигнуто согласие по отдельным положениям конвенции, однако не уточняется конкретно по каким.
Отвечая на вопросы журналистов, Халафов напомнил о принятии рамочных соглашений между прибрежными странами по вопросам окружающей среды и безопасности. Это, по его мнению, является показателем того, что стороны уже договорились по части вопросов, относящихся к предмету конвенции о правовом статусе Каспия.
Нерешенными остались вопросы использования поверхности воды и судоходства
Несогласованными положениями, как отметил азербайджанский дипломат, остались группа вопросов касающихся "использования поверхности воды". Так, несмотря на договоренности на уровне президентов об определении ширины национальных зон в пределах 25 миль, еще предстоит согласовать различные аспекты этого вопроса.
"Речь идет об установлении режимов деятельности в пределах этих зон, определении прав и обязательств государств", - отметил заместитель министра иностранных дел.
Предстоит также решить вопросы, связанные с судоходством, военной деятельностью и т.д, добавил Халафов. Однако, по его словам, в позициях сторон наблюдается сближение.
У стран-участниц разработки конвенции есть различные подходы к военной деятельности на Каспии
Замминистра признал "наличие различных подходов к вопросу о военной деятельности на Каспии". Этот вопрос является важным элементом правового статуса Каспия, заявил он.
"Работа над этим продолжается. Есть разные подходы. Есть идея о демилитаризации. Есть и идея регулирования вопросов деятельности вооруженных сил. К единому мнению мы еще не пришли", - пояснил Халафов.
Отметив, что "этот вопрос многоаспектный", замминистра подчеркнул единодушие всех сторон в том, что Каспий должен быть "морем дружбы, добрососедства, мира и безопасности". Все принципы, которые будут согласованы в рамках правового статуса, будут служить этим целям, заверил Халафов. Он выразил надежду, что сторонам удастся "найти консенсус и обеспечить равные условия безопасности на Каспийском море".
Головин: прикаспийские государства не будут устраивать гонку вооружений
Вопрос о военной деятельности на Каспии является предметом проекта конвенции о правовом статусе Каспия и обсуждений в рамках СРГ, в свою очередь, сказал глава делегации РФ, спецпредставитель президента России, посол по особым поручениям МИД Александр Головин.
Вместе с тем, он отметил, что "все прикаспийские государства исходят из того, что Каспий должен быть морем мира и дружбы". "И соответственно, ни одно из прикаспийских государств не собирается устраивать гонку вооружений", - заверил Головин. Это не то поле деятельности, куда прикаспийские государства должны тратить сверхусилия и ресурсы, подчеркнул российский дипломат.
Идет подготовка к Четвертному саммиту глав прикаспийских государств в России
"Каспийский процесс многогранный, он имеет несколько направлений", - отметил Головин. Одно из них - разработка нового правого статуса Каспия, над чем работает СРГ. Вторым направлением является безопасность. Соглашение в этой сфере было подписано в ноябре 2010 года на Третьем саммите в Баку и теперь предстоит ратификация документа парламентами, а также заключение протоколов о сотрудничестве в конкретных сферах между отдельными правоохранительными структурами.
Следующим сектором является защита морской среды. В 2003 году подписана Тегеранская конвенция об охране окружающей среды Каспия. Однако она носит рамочный характер, и в дополнении к ней готовятся четыре протокола. Все они практически готовы. Головин выразил надежду, что они будут подписаны на следующей конференции в Казахстане.
Еще одним направлением является рыболовство, и в целом воспроизводство запасов живых ресурсов в акватории Каспия. Здесь отдельно ведется работа над соглашением о моратории на вылов осетровых. Кроме того, разрабатывается документ о воспроизводстве и рациональном использовании биоресурсов.
Головин особо отметил как отдельное направление сотрудничества взаимодействие в экономической сфере. Россия предлагает идею создания Организации каспийского экономического сотрудничества. В Астрахани уже проводилась встреча на уровне в вице-премьеров. "Настала пора зафиксировать процесс в юридических договоренностях", - сказал Головин.
Настала пора зафиксировать процесс в юридических договоренностях
"Продвижения по этим отдельным трекам сотрудничества позволит плодотворно подготовиться к следующему саммиту и представить для подписания соответствующие документы, а также вынести на обсуждение вопросы, по которым должны принять решения сами президенты", - считает Головин.
По его словам, для проведения Четвертного саммита глав прикаспийских государств в России необходимо выполнить поручения предыдущих решений президентов и представить к их рассмотрению конкретные документы. Он добавил, что следующее заседание СРГ также состоится в Москве, и его дата будет согласована по дипломатическим каналам.
Не решены разногласия между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном по территории южного Каспия
Между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном остаются разногласия по делимитации дна моря в южной части Каспия.
В первой половине 2000-х гг. Азербайджан, Казахстан и Россия договорились о разделе дна Каспия в северной части моря. Однако Тегеран не признает этих договоренностей, осуществленных по так называемому принципу "срединной линии", отраженному в международном праве и использованном в международной практике при разделе внутренних водоемов (озер) в других регионах.
До тех пор, пока не определен новый правовой статус Каспийского моря, Тегеран считает сохраняющими юридическую силу Советско-иранские договоры от 1921 и 1940 года. Об этом еще раз заявил спецпредставитель Ирана по вопросам Каспия Мухаммед Мехти Ахундзаде по окончанию 28-го заседания СРГ.
В свою очередь замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов подчеркнул, что двусторонние переговоры Баку с Ашхабадом и Тегераном продолжаются параллельно пятистороннему формату по выработке правового статуса Каспия.
По мнению Халафова, Баку считает, что трехсторонние договоренности о делимитации дна в северной части Каспия служат хорошей основой для сотрудничества между странами региона. Он признал сохраняющиеся разногласия между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном по делимитации дна в южной части моря.
"У нас есть разногласия, но это не говорит о том, что мы в не состоянии сблизить позиции и добиться соглашения", - отметил Халафов. На его взгляд, потенциал успешного развития отношений Азербайджана с Туркменистаном и Ираном дает основания полагать, что стороны в состоянии решить эти вопросы, и двусторонние переговоры в этом направлении с Ашхабадом и Ираном продолжаются.
Глава предприятия по вопросам Каспия при президенте Туркменистана Мурат Атаджонов также заявил о приверженности Ашхабада продолжать двусторонние переговоры с Азербайджаном.
Шабан: закрепление правового статуса Каспия затягивается из-за борьбы за его ресурсы
По мнению азербайджанского эксперта, главы Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхама Шабана в основе затягивания решения вопроса с выработкой правового статуса Каспия лежит борьба за углеводородные ресурсы моря.
По его словам, Азербайджан, Россия и Казахстан ранее очень быстро договорились о делимитации дна Каспия потому, что в северной части водоема на месте стыка национальных секторов нет запасов углеводородов и, стало быть, "делить нечего".
Другое дело - центральная и южная части Каспийского моря. Там на стыке секторов Азербайджана и Туркменистана, границы которых были определены в советское время, расположено теперь уже спорное месторождение "Кяпаз" (в туркменской версии "Сердар").
"Ирану, по определенному в советское время секторальному делению, отводится 13% дна моря, и в этом районе нет запасов нефти и газа. Поэтому Иран отвергает принцип "срединной линии" и требует раздела Каспия на пять равных частей, рассчитывая таким образом прибрать к себе части потенциальных ресурсов туркменского и азербайджанского секторов. В частности, Тегеран претендует на перспективные морские структуры Азербайджана "Араз" - "Алов" - "Шарг". В 2001 году военные корабли Ирана даже атаковали здесь исследовательское судно компании "Бритиш Петролеум", после чего разведочные работы были приостановлены", - отметил эксперт.
Силового решения проблемы разграничения дна Каспия не может быть
По мнению Шабана, силового решения проблемы разграничения дна Каспия не может быть: "Даже если Туркменистан и Иран получат юридические права на оспариваемые месторождения, у них нет ни технологий, ни инфраструктуры для ведения разработок и им все равно придется договариваться с Азербайджаном". Поэтому, по его словам, путь решения проблемы - в конструктивном диалоге и взаимовыгодном сотрудничестве.
Иран же, подчеркнул азербайджанский эксперт, пока лишь торпедирует процесс выработки правового статуса Каспия.
Как уже сообщал "Кавказский узел", президенты России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана 18 ноября 2010 года провели в Баку III саммит глав прикаспийских государств. Одной из достигнутых на саммите договоренностей стало введение моратория на вылов осетровых. Кроме того, президенты подписали соглашение о сотрудничестве в области безопасности на Каспии и совместное заявление президентов.
Вопрос определения правового статуса Каспийского моря актуализировался после распада СССР, когда появление государств Азербайджан, Казахстан и Туркменистан поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. До этого статус Каспия регулировался договором 1921 года между Россией и Персией, а также конвенцией о поселении, торговле и мореплавании 1931 года и договором о торговле и мореплавании 1940 года между Советским Союзом и Ираном. Сложности определения статуса Каспия связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.
Примечание редакции: см. также новости "В Азербайджане проходит заседание глав МИД прикаспийских стран", "Договор по безопасности на Каспии будет согласован до саммита в Баку", "В Баку проходит заседание прикаспийских государств по вопросам безопасности на Каспии".