Людмила Алексеева: "люди в Чечне боятся сказать лишнее слово"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Последние десять лет в Чечне "подарены" незаконным вооруженным формированиям, уверен чеченский политолог Руслан Мартагов. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что люди в Чечне остаются по-прежнему запуганными.

...Люди в Чечне затерроризированы и очень боятся сказать лишнее слово. Потому что если они навлекут на себя гнев властей, то он распространяется не только на этого человека, но и на всех его родных и близких.

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что за время правления Рамзана Кадырова ситуация с правами человека в Чеченской Республике не ухудшилась, потому что она была очень плохая и до этого, но при этом сильно изменилась.

"По-прежнему плохо, но плохо иначе. Самый главный итог десятилетия - то, что люди в Чечне затерроризированы и очень боятся сказать лишнее слово. Потому что если они навлекут на себя гнев властей, то он распространяется не только на этого человека, но и на всех его родных и близких", - отметила Алексеева в интервью корреспонденту "Кавказского узла".

Это, как подчеркнула правозащитница, совершенно "сталинская практика, абсолютно противозаконная и свойственная, прежде всего, именно Чечне".

В республике, по ее словам, не осталось независимых правозащитных организаций.

"Они не могут нормально работать, поскольку находятся под полным контролем Уполномоченного по правам человека в Чечне Нурди Нухажиева. Он вызывает к себе руководителей тех организаций, которыми недоволен, угрожает им и требует, чтобы они отказались от своих слов. Придумывает коллективные письма от имени правозащитников, ставит подписи, не спрашивая", - отметила главы Московской Хельсинкской группы.

Собеседница утверждает, что единственная организация, которая в состоянии действовать в Чечне, это сводная группа правозащитников из других регионов.

Сам Нухажиев нередко резко критикует деятельность российских правозащитников в Чечне, особенно работу правозащитного центра "Мемориал". "Человек, который занимается государственной системой правозащиты с 2002 года, и который протянул им ("Мемориалу". - Прим. "Кавказского узла") руку, был именно я. Я вводил их представителей  во все координационные советы, комиссии, которые создавались в республике, в том числе ныне покойную Наташу Эстемирову. Я всегда шел им  навстречу до тех пор, пока "Мемориал" не получил жесткую установку  со стороны его руководителя Орлова", - говорится в интервью Нухажиева, опубликованном 8 апреля этого года на сайте Уполномоченного по правам человека в Чечне.

Нухажиев утверждает, что цель российской правозащитной организации - "банальная показуха", да и в целом, организации, работающие на внешнем финансировании, преследуют политические цели. "Через них получают негативную информацию из республики", - заявил Нухажиев.

Работу сводной мобильной группы юристов и правозащитников из регионов России Нурди Нухажиев тоже не оценил: "Они в республике абсолютно не нужны: пусть защищают права людей у себя в регионах".

Ранее, 15 октября 2010 года на одном из заседаний по делу о клевете на Кадырова со стороны главы ПЦ "Мемориал" Олега Орлова Нухажиев заявил, что никто не заботится о правах людей в Чечне так, как Кадыров.

...10 лет федеральное руководство подарило боевикам...

Чеченский политолог Руслан Мартагов отметил в интервью корреспонденту "Кавказского узла", что с тех пор, как главой республики был назначен бывший сепаратист Кадыров-старший, в плане борьбы с террористическим подпольем на Северном Кавказе сделано очень много непоправимого.

"Все эти 10 лет федеральное руководство подарило боевикам. Мы действительно променяли асфальтовый каток и строительный кран на борьбу с идеологией терроризма. При этом не предоставили в противовес никакой идеологии, кроме так называемого традиционного ислама, который в толковании встроенных в вертикаль власти местных мулл вызывает отторжение у молодежи и неявно пока еще выраженные симпатии к тем, кто эти же трактовки текстов Корана произносит другим, понятным им языком", - полагает Мартагов.

Принято говорить, заметил политолог, что Рамзан Кадыров своей жестокой борьбой с боевиками разогнал всех подпольщиков, которые были на территории Чечни, и они, опасаясь его гнева, разбрелись по другим республикам Северного Кавказа.

"Такие утверждения я бы не назвал грубейшей ошибкой, так их может назвать только дилетант, знающий о Кавказе лишь из прессы. Скажите, пожалуйста, зачем сегодня ваххабиты или салафиты, как они себя называют, будут воевать с Кадыровым, если он делает ровно то, что они намеревались делать в республике. Им не выгодно портить его имидж", - добавил Руслан Мартагов.

У них появилась возможность в течение этих десяти лет, оставив Чечню за спиной, вплотную заняться другими республиками Северного Кавказа, считает он.

"Так и произошло, в других республиках были построены очень мощные вооруженные и, самое главное, идеологические структуры, а ведь самое главное для них - идеология. Имея идеологию, они завтра вместо двух убитых боевиков могут с необыкновенной легкостью поставить в строй еще десять. Результаты мы сегодня видим", - констатировал Мартагов в интервью корреспонденту "Кавказского узла".

В Чечне идет клерикализация республики, муфтияты становятся неотъемлемой структурой производства, введен официальный дресс-код, отметил политолог.

"Нас призывают отказаться от многих достижений свободного общества с тем, чтобы вернуться в свое, якобы, исконное прошлое. Это попытка узаконенной феодализации, построения теократического государства. Это ровно то, что хотели сделать ваххабиты", - заключает Мартагов.

Однако, подчеркивает политолог, эта система в один день рухнет, "причем с такими последствиями, которые Россия уже не вынесет".

"Лояльность сохраняется только до тех пор, пока идут деньги. Либо она будет нарушена в том случае, если, прислушавшись к каким-то международным правозащитным движениям, здесь попытаются как-то ограничить власть Кадырова. К этому все и идет", - констатирует Мартагов.

Напомним, Рамзан Кадыров во второй раз вступил в должность главы Чечни 5 апреля. Кандидатура Кадырова на должность главы Чечни была предложена на рассмотрение парламента республики президентом России Дмитрием Медведевым 28 февраля. 5 марта депутаты республиканского парламента повторно утвердили его в должности главы республики.

Глава Чечни заявил, что не считает нужным проводить какое-либо обновление в руководстве республики в связи со своим назначением на пост главы республики на второй срок.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"