Общество "Мемориал" - о "зачистке" в селе Цоцин-Юрт

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В то время, когда генерал В. Молтенской издал приказ ? 80 ?О мерах по повышению активности местных органов власти, населения, правоохранительных органов РФ в борьбе с нарушениями законности и ответственности должностных лиц за нарушения законности и правопорядка при проведении специальных операций и адресных мероприятий в населенных пунктах Чеченской Республики? с 25 марта по 1 апреля 2002 года в с. Цоцин-Юрт Курчалоевского района, российские военнослужащие провели "зачистку".

Согласно сообщению Агентства ИНТЕРФАКС-АВН со ссылкой на главу администрации района, поводом для проведения спецоперации послужил подрыв на окраине села на фугасе БТР федеральных сил, а также вооруженное столкновение с вооруженными формированиями ЧРИ; погиб один военнослужащий.

По рассказам местных жителей, в селе 24 марта возле дома Шамиля Наибова произошла перестрелка между сотрудниками ПОМа (поселкового отделения милиции) и пятью участниками вооруженных формирований ЧРИ. В результате перестрелки двое сотрудников ПОМА были убиты. Участники ВФ ЧРИ скрылись так же внезапно, как и появились. Военные еще долгое время продолжали обстрел района, где произошла перестрелка. В зону обстрела попали дома мирных жителей, и, как следствие, несколько из них были серьезно повреждены: разрушены дома Шамиля Наибова и его соседа Махмы, сожжен дом Индербека. После того, как обстрел прекратился, сотрудники ПОМа провели "зачистку" на улице, где произошло боестолкновение. Большинство жителей с этой улицы еще в самом начале перестрелки спешно покинули свои дома, поэтому большинство домов пустовали. Была задержана жена Ш. Наибова, Хава, ограблен дом соседей Наибовых. Хава Наибова в тот же день была отпущена.

В ночь с 24 на 25 марта с. Цоцин?Юрт было блокировано российскими военнослужащими. Утром в село с восточной стороны вошли сотрудники временного отдела внутренних дел (ВОВД - структуры в составе МВД РФ, фактически выполняющие на территории Чеченской Республики функции районных Управлений внутренних дел (РУВД). В ВОВД служат командируемые в Чечню из разных регионов России сотрудники органов милиции. Параллельно с ВОВД в Чеченской Республике функционируют и РУВД, в которых служат местные милиционеры. Однако РУВД в абсолютном большинстве районов Чечни (кроме Надтеречного и Шелковского) не имеют реальных властных полномочий и комендатуры. Сотрудников районного отдела внутренних дел (РОВД) в первый день к месту проведения операции не допустили. 26 марта чеченским милиционерам позволили выставить своих людей на окраине села в оцепление, но в последующие дни их убрали и оттуда.

Во время проведения "зачистки" в селе присутствовал представитель военной прокуратуры, подполковник по имени Дима (фамилия неизвестна).

Спецоперация проходила по привычному сценарию: всех мужчин в возрасте от 14 лет и далее без ограничения задерживали и свозили во временный фильтропункт (который располагался в расположении (ПОМа). Исключение составили только те, кто нашел средства откупиться от военных. Так, например житель с. Цоцин-Юрт Салавди выплатил требуемую военными сумму ? 5 тысяч рублей - и его не забрали.

Всего в ходе "зачистки" были задержаны около 300 человеке. Все они были подвергнуты пыткам и избиениям. Не избежал данной участи, по словам очевидцев, и глава администрации села Труко Дикаев. 25 марта глава администрации села был жестоко избит, хотя он сам заявил, что никаких претензий к проведению данной спец.операции у него нет.

Избит и ранен в бедро член совета старейшин Абумуслим Шовхалов.

Всех, кто прошел через фильтр, заставили подписать расписку в том, что пыткам и избиениям они не подвергались и претензий не имеют.

14 местных жителей военные не отпустили:

1-3. братья Хаджимурадовы: Борз-Али Майрбекович, Борз-Хати Майрбекович, Исламбек Майрбекович (задержаны 27 марта).

4-6. братья Музаевы: Умар Шидаевич, Лом-Али Шидаевич, Али-Хаджи Шидаевич (задержаны 29 марта).

7-9. братья Ахмадовы: Усман Турпал-Алиевич, 1952 г.р., Сайд-Али Турпал-Алиевич, Сайд-Амин Турпал-Алиевич (задержаны 28 марта).

10. Сайд-Ахмед Абухасанович Хасимиков, 1958 г.р. (задержан 30 марта).

11. Шамсуди Хожаев (Хотаев), 20 лет (задержан 26 марта).

12. Эльбек Шарипович Хасаев (Хасиев) (задержан 26 марта).

13. Джабраил Косумович Ташухаджиев, 1976 г.р. (задержан 26 марта).

14. Эльбек Сайд-Эмиевич Мадаев (Мидаев) (задержан 26 марта).

Все они, по предварительным данным, доставлены в СИЗО с. Курчалой. Причины, по которым эти люди были задержаны, неизвестны.

В селе были зафиксированы случаи вооруженного грабежа и мародерства. Все, что представляло собой хоть какую-то ценность (видеотехника, ковры, деньги, вещи) военные, не задумываясь, забирали с собой. В категорию "ценностей" попали и домашние животные: коровы, овцы, куры и т.д.

В большинство домов военнослужащие входили несколько раз. Так, в дом Лечи Вахабова, 1937 г.р., военнослужащие пришли сначала утром, но через некоторое время ушли. После обеда те же военные вернулись, но уже на четырех БТРах без номеров, выгнали Лечу Вахабова, его сноху, с двумя детьми на улицу, после чего подогнали бронетехнику вплотную к дому, выбили оконные рамы и через окна вынесли из дома все ценные вещи: телевизор, электровентилятор, электрочайник, импортное постельное белье и др.

Ограблены дома Адама Гелаева, Элемха Минкаилова, Махмуда Батаева, Ильяса Асхабова, Адаева. Так же был устроен погром в местной школе: поломана и перевернута школьная мебель, разбросаны и испорчены наглядные учебные пособия.

Разграблены, а затем взорваны дома Бирлант Вахаевой-Дадаевой, проживающей на ул. Шерипова, Майрбека Ирисханова, Абдуллы Магашева.

По официальным данным (группа общественных связей УФСБ по ЧР), проверки носили адресный характер; по подозрению в причастности к вооруженным формированиям ЧРИ задержаны 15 местных жителей (у одного из них была изъята схема сборки самодельного взрывного устройства).