Раимбек Ержанов: в Дагестане никто не притесняет верующих
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Дагестане большое количество мечетей, и никто верующих не притесняет, заявил на заседании комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность, Раимбек Ержанов, один из четырех арестованных в республике граждан Казахстана. Ему, а также Альберту Абдикаримову, Сеилхану Даулбаеву, Жаскайрату Ихсанову предъявлены обвинения в организации НВФ.
"Кавказский узел" сообщал, что 13 апреля комиссия по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории Дагестана, приняла обращение к Верховному суду и прокуратуре республики рассмотреть вопрос о назначении арестованным гражданам Казахстана наказания, не связанного с лишением свободы при рассмотрении уголовного дела в суде.
Задержанные договорились о совместном участии в джихаде на территории Дагестана.
Как рассказал ответственный секретарь комиссии, советник президента РД Растиван Бегов, в середине 2010 года в г. Актюбе Актюбинской области Казахстана Альберт Абдикаримов, Сеилхан Даулбаев, Жаскайрат Ихсанов и Раимбек Ержанов, договорились о совместном участии в джихаде (вооруженной борьбе за веру) на территории Дагестана.
По словам Бегова, 28 декабря 2010 года все четверо выехали из Астрахани на рейсовом автобусе в Махачкалу, по прибытии стали искать выход на членов НВФ, действующих на территории Дагестана, с целью совместного с ними ведения боевых действий против сотрудников правоохранительных органов.
С этой целью они приобрели компоненты для изготовления и изготовили три взрывных устройства. Кроме того, жители Казахстана, как уточнил Бегов, стали посещать одну из махачкалинских мечетей, где по их информации, на пятничный намаз собираются лица, входящие в НВФ.
"3 февраля 2011 года в мечети, расположенной по улице Котрова Махачкалы, Абдикаримов познакомился с Султановым А.М., которому обратился с просьбой помочь ему встретиться с лидерами НВФ для вступления в их состав", - рассказал Растиван Бегов.
В дальнейшем все жители Казахстана были задержаны правоохранительными органами. В квартире в Махачкале, по адресу проспект Шамиля 34 "б", кв.23 были обнаружены компоненты для изготовления самодельных взрывных устройств, рукописные книги по их изготовлению и одно СВУ типа "хаттабка".
Абдикаримову, Даулбаеву, Ихсанову и Ержанову предъявлены обвинения по статьям 208 (организация незаконного вооруженного формирования), 223 (незаконное изготовление оружия) и 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт хранение и перевозка оружия) УК РФ. В отношении все четверых обвиняемых была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Всем четверым жителям Казахстана на заседании комиссии дали слово. По словам Раимбека Ержанова, он только как год начал делать намаз, и у него не было достаточных знаний об исламе.
"Я посещал сайты с исламскими проповедниками, где говорилось о том, что в Дагестане идет война с мусульманами. На месте я убедился, что здесь большое количество мечетей, и никто верующих не притесняет. Я прошу, чтобы меня отпустили домой", - заявил Раимбек Ержанов.
Мой сын молод, допустил ошибку.
На заседании комиссии присутствовал его отец. "Я работаю механизатором, мой сын молод, допустил ошибку. Родители других задержанных с ним жителей Казахстана просили меня ходатайствовать за своих детей. Прошу сделать к ним снисхождение, они больше не допустят подобного", - сказал Мурат Ержанов.
Как рассказал Сеилхан Даулбаев, они из Казахстана прибыли в Астрахань, затем собирались ехать в один из городов Северного Кавказа, чтобы "воевать за веру". Первоначально все четверо планировали ехать в Чечню. Но, по словам Даулбаева, "из Астрахани не было поездов в Грозный, поэтому решили ехать в Махачкалу".
Альберт Абдикаримов добавил, "я насмотрелся в Интернете видеороликов, где говорилось о необходимости джихада в Дагестане, в том числе Докку Умарова. Меня ввели в заблуждение". То же самое заявили и остальные задержанные.
На вопрос секретаря Совета безопасности РД Магомеда Баачилова, почему приехали на джихад именно в Дагестан, не в Афганистан или Северную Африку, Жаскайрат Ихсанов ответил, что они думали, что здесь народ бедно живет, нет мечетей и мусульман угнетают.
"Вы теперь понимаете, что Докку Умаров и им подобные хотели использовать вас как пушечное мясо? Вы говорите, что изучали ислам, но где говорится, что надо убивать невиновных людей?", - спросил руководитель комиссии по адаптации Ризван Курбанов задержанных жителей Казахстана.
Все четверо заявили, что были одурманены проповедями по Интернету, раскаиваются и просят снисхождения. После обмена мнениями комиссия решила просить Верховный суд и прокуратуру РД рассмотреть вопрос о назначении Исханову, Даулбаеву, Ержанову и Абдикаримову более мягкого наказания, чем предусмотрено за это преступление, либо наказания, не связанного с лишением свободы при рассмотрении уголовного дела в суде.
Кроме этого, комиссия рассмотрела заявление Магомеда Сайпудинова. 20-летний Сайпудинов, по кличке "Мухаммад", "Джокер", уроженец села Карата Ахвахского района, входил в диверсионно-террористическую группу Али Шапиева. Как рассказали корреспонденту "Кавказского узла" в МВД Дагестана, эта группа причастна к ряду фактов уничтожения чужого имущества путем поджогов, обстрелов, приведения в действие самодельных взрывных устройств в ресторанах и магазинах Махачкалы.
МВД Дагестана уведомило, что по показаниям Шапиева, Сайпудинов принимал участие в поджоге ресторана "Лувр" в Махачкале, в ходе которого был убит пытавшийся остановить бандитов житель города Исмаилов.
На заседании комиссии присутствовала мать Сайпудинова. По ее словам, сын проходит по делу как свидетель, и она просит комиссию не заключать его под стражу до суда, так как она одна без мужа растит детей.
Мы оказали вам доверие и вы должны его оправдать.
Комиссия приняла решение обратиться в прокуратуру РД и следственное управление СК РФ по РД с ходатайством об избрании в отношении Сайпудинова меры пресечения, не связанной с заключением под стражу.
"Комиссия приняла такое решение, потому что на вас нет крови, - пояснил Ризван Курбанов. - Мы оказали вам доверие, и вы должны его оправдать".
Напомним, что ранее задержанные в Махачкале по подозрению в содействии террористической деятельности житель Челябинской области Альберт Абдурахманов и житель Башкирии Радмир Рашитов, согласно решению комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность, определены в медресе при одной из мечетей Махачкалы для прохождения обучения основам ислама.
Заседание комиссии, на котором рассматривалось обращение Абдрахманова и Рашитова, состоялось в Махачкале 28 февраля. Впервые мероприятие проводил лично президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Кроме членов комиссии, в ее работе приняли участие члены рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе.
Ранее комиссия по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность, рассмотрела обращение находящегося в международном розыске и скрывающегося в Бельгии Беслана Бациева. Министр внутренних дел Дагестана Абдурашид Магомедов сообщил, что учитывая ходатайство комиссии, принято решение не арестовывать Бациева по приезде в Россию до окончательного рассмотрения его дела в суде.
До этого имаму соборной мечети Ростова-на-Дону Наилю Бикмаеву была изменена мера пресечения по личному поручительству его отца, муфтия Ростовской области Джафара Бикмаева.