В Чечне не могут подтвердить, или опровергнуть версию о смерти Умарова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Чечне силовики не располагают конкретными сведениями, которые позволили бы со стопроцентной уверенностью говорить о том, что лидер кавказских боевиков Докку Умаров убит или жив. Вместе с тем ряд местных экспертов полагает, что возможная смерть лидера подполья практически не окажет влияния на расклад сил в стане боевиков на Северном Кавказе.

Муссировавшаяся в последние недели информация о гибели Доку Умарова в результате удара по базе боевиков в Ингушетии, а затем и появившееся в конце минувшей недели сообщение о том, что Умаров, якобы, позвонил в редакцию "Радио Свобода" и лично опроверг слухи о своей гибели, чеченские силовики предпочитают не комментировать. В первом случае, как заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" представитель правоохранительных органов республики, необходимо дождаться окончательных результатов генетической экспертизы останков убитых, а во втором - получить достаточно убедительные доказательства того, что Умаров действительно жив.

"Говорить со стопроцентной уверенностью о том, что Умаров уничтожен или жив, говорить пока что рано. Во-первых, генетическая экспертиза останков тел убитых 28-го марта в Сунженском районе бандитов все еще не окончена. Во-вторых, нет достаточной уверенности в том, что на "Радио Свобода" звонил действительно Умаров. Для проверки и первой и второй информации, необходимо время. Хотя думаю, что если Умаров действительно жив, то в скором времени на сайтах боевиков появится какое-то его очередное видеобращение. Во всяком случае, пока что можно с уверенностью говорить о том, что уничтожен его заместитель - Супьян Абдуллаев, известный также как "Рыжий Супьян" и "Читок", - сказал по этому поводу работник чеченского МВД.

По мнению собеседника, смерть Умарова могла бы в конечном счете привести к провалу проекта "Имарат Кавказ" и дроблению структур вооруженного подполья на Северном Кавказе на отдельные составляющие. "Умаров, если можно так сказать, является краеугольным камнем в построенном им виртуальном "Имарате Кавказ". С его смертью этот проект перестал бы существовать и бандиты разделились бы по национальным и территориальным признакам", - считает силовик.

"За последние годы структура "Имарата" лишилась многих знаковых фигур, таких, например, как ингушский бандглаварь "Магас", кабардинский Анзор Астемиров, ряд дагестанских бандглаварей, таких как Вагабов или тот же Саид Бурятский. Теперь к ним добавился и Супьян Абдуллаев - практически единственный из чеченских полевых командиров, поддержавших в прошлом году Умарова после того, как у него возник конфликт с Гакаевым, Вадаловым, Газиевым и другими лидерами чеченского бандподполья. Теперь Умаров лишился и этой поддержки и даже если он жив, его позиции как "главного" среди бандитов на Кавказе, думаю, значительно ослабнут", - отметил собеседник.

даже если гибель Умарова подтвердится, то это не особо скажется именно на чеченском сегменте северокавказского вооруженного подполья

Местные эксперты, в свою очередь, обращают внимание на опыт прошлых лет, который показал, что после гибели одного из лидеров, боевики практически без особых проблем находят ему замену. Так, гибель Дудаева в 1996-м году не привела к завершению первой военной кампании в республике, также как смерть Масхадова или того же Басаева не завершила вторую войну в Чечне.

"Среди боевиков, которые действуют в Чечне, есть достаточно знаковые фигуры, которые в случае гибели Умарова могут выйти на первые роли в вооруженном подполье. В первую очередь это Хусейн Гакаев, один из самых непримиримых боевиков, который располагает довольно боеспособным отрядом. Нельзя сбрасывать со счетов Асламбека Вадалова и Тархана Газиева. Причем сам Умаров в прошлом году фактически объявил Вадалова своим преемником на посту "амира Кавказа", хотя потом и отменил решение о своем уходе, а после произошедшего затем конфликта между командирами чеченских боевиков и Умаровым, те объявили своим командующим именно Хусейна Гакаева. Поэтому есть веские основания полагать, что даже если гибель Умарова подтвердится, то это не особо скажется именно на чеченском сегменте северокавказского вооруженного подполья", - убежден собеседник.

Он считает, что соперничать по своему авторитету среди боевиков с Гакаевым и Вадаловым могли только погибший Супьян Абдуллаев или захваченный в прошлом году российскими спецслужбами в Ингушетии амир Магас. "Смерть кого-либо из лидеров, может на какое-то время внести сумятицу в ряды вооруженного подполья, заставить их изменить какие-то свои планы, но в целом на обстановку и их действия не особо влияет. Достаточно вспомнить, как силовики радостно рапортовали об устранении Дудаева, Масхадова. Басаева, других ведущих полевых командиров чеченских боевиков, но их гибель не привела к завершению военных действий и, тем более, к капитуляции боевиков", - отметил собеседник.

По мнению его коллеги, каждый из действующих сегодня на Северном Кавказе командиров боевиков достаточно автономен и свободен в принятии каких-то решений. Главное, чтобы сохранялась общая задача - борьба против местных режимов и полицейских сил, а также федерального центра и силовых ведомств.

"В партизанской войне невозможно одержать победу над неприятелем путем захвата его столицы или уничтожения лидера, как бывает в классических войнах. Тут совсем другое. Это даже не "национально-освободительная война", как первоначально преподносили лидеры Ичкерии, а религиозная. Именно такие войны, как показывает нам многовековой опыт человечества, бывают наиболее жестокими и продолжительными по времени. Так что, до установления мира и спокойствия на Северном Кавказе еще очень далеко", - утверждает собеседник.

Как сообщал "Кавказский узел", 28 марта в Сунженском районе Ингушетии прошла спецоперация, в результате которой, по первоначальным данным Национального антитеррористического комитета, были убиты 17 лиц, объявленных боевиками, двое задержаны. В результате точечного авиаудара ВВС России и наземной операции была уничтожена база вблизи села Верхний Алкун. Позднее число убитых возросло до 21.

Не исключалось, что среди погибших во время спецоперации мог быть лидер боевиков Доку Умаров. Кроме того, сообщалось, что среди убитых - жена Докку Умарова, врач Юсуп Бузуртанов и еще несколько ближайших сподвижников лидера "Имарата Кавказ", в том числе командир отряда смертников Аслан Бютукаев (амир Хамзат). Однако информационные ресурсы, поддерживающие боевиков, заявляют, что подтвержденной является лишь смерть Супьяна Абдуллаева. По их сведениям, Докку Умаров не мог пострадать во время спецоперации в Сунженском районе Ингушетии, потому что находился в другом месте.

Генетическая экспертиза останков убитых 28 марта во время спецоперации в Сунженском районе Ингушетии боевиков не подтвердила гибель Умарова.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"