Встречи в рамках механизма по предотвращению инцидентов между Грузией и Южной Осетией будут проходить в Двани
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Следующая встреча в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) в зоне конфликта Южной Осетии и Грузии, которая состоится 5 мая, пройдет в районе села Двани Карельского района Грузии, расположенного вблизи границы с РЮО, сообщил руководитель цхинвальской делегации в рамках МПРИ Мераб Чигоев.
Предложение о переносе встреч югоосетинская сторона внесла 7 апреля на очередной трехсторонней встрече представителей Южной Осетии, РФ и Грузии с участием наблюдателей Евросоюза и представителей ОБСЕ в Грузии.
Напомним, представители Южной Осетии отказались участвовать во встречах, если они будут продолжать проходить в Эргнети, где грузинская сторона открыла лагерь под названием "зона НАТО". Отметим, что в школе Эргнети уголок информационного центра НАТО открылся несколько недель назад. Этот факт был опротестован и МИД России.
"Как известно, встречи традиционно проходили вдоль грузино-юго-осетинской государственной границы вблизи села Эргнети. Но после того, как некоторые "горячие головы" из властных структур Грузии решили сделать здесь так называемую "зону НАТО", югоосетинская делегация отказалась от продолжения встреч в этом населенном пункте", - пояснил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Мераб Чигоев.
По его словам на повестку дня встречи 7 апреля было вынесено 10 вопросов, из которых четыре представила делегация Южной Осетии, три вопроса - представители миссии и наблюдателей, и еще три - представители Грузии.
Обстановка на границе стабилизируется
Чигоев отметил, что традиционно был сделан обзор инцидентов, которые имели место на границе с последней встречи 11 марта. "Мы отметили, что активизировалась деятельность миссии наблюдателей, которые призваны следить за ситуацией на территории Грузия, прилегающей к РЮО, и которые почему-то проявляют повышенный интерес к тому, что происходит на сопредельной территории, то есть, в приграничной территории РЮО", - сказал Чигоев.
По наблюдениям югоосетинских пограничных структур, представители миссии наблюдателей систематически осуществляют такое наблюдение с территории Грузии.
"Мы выразили обеспокоенность тем, что продолжают иметь место факты нарушения воздушного пространства нашей республики. Хотя не так часто, как раньше, но, тем не менее, за это время (почти месяц) было зафиксировано пять случаев, и все они имели место на территории Ленингорского района", - добавил Чигоев.
В ходе встречи югоосетинская сторона уведомила, что за прошедший месяц было два факта стрельбы на сопредельной с Южной Осетией территорией, но, несмотря на перечисленное, обзор ситуации показывает, что обстановка на границе улучшилась.
"Нет больше серьезных и грубых нарушений. Но в то же время нужно принимать меры, чтобы пресекать те нарушения, которые я уже перечислил с тем, чтобы обстановка на границе все более и более стабилизировалась. В свою очередь глава миссии наблюдателей г-н Хабер отметил, что ими зафиксирован 31 случай стрельбы вблизи границы. Я пояснил, что 28 из них были произведены во время учений на территории РЮО, о которых мы своевременно проинформировали все заинтересованные стороны, и лишь в трех случаях, о которых говорил г-н Хабер, имела место неконтролируемая стрельба", - рассказал Чигоев.
Обмен задержанных и осужденных Грузией и Южной Осетией будет продолжен
В ходе встречи стороны также обсудили вопрос о судьбе задержанных граждан. Здесь активность проявили грузинские наблюдатели в связи с тем, что за период с 11 марта погранслужба и правоохранительные органы Южной Осетии зафиксировали 10 фактов нарушения режима пересечения ее границы двенадцатью лицами, из которых 8 - это граждане Грузии, 3 - граждане РФ и 1 югоосетинский гражданин.
"Нарушения имели место как при пересечении границы из Южной Осетии в сторону Грузии, так и в обратном направлении. Большинство из нарушителей (8 из 12) после применения к ним мер административного воздействия были выдворены за пределы РЮО", - констатировал Чигоев.
По его словам, в отношении четверых, относительно недавно задержанных, проводятся мероприятия по выяснению причин нарушения границы. "Должен заметить, что двое из них подозреваются в совершении более серьезного правонарушения, чем пересечение госграницы", - уточнил Чигоев, не уточнив конкретно, в чем эти лица подозреваются.
Грузинская сторона предложила продолжить уже имевшую место практику по передаче друг другу задержанных и осужденных.
"Мы это предложение поддержали, но заметили, что этот вопрос урегулируется после того, как в отношении подсудимых наш суд изберет меру наказания и это решение вступит в законную силу", - пояснил Чигоев.
Он рассказал, что Цхинвальским районным судом пока не вынесен приговор по делу Джемала Миделашвили, который был арестован в 2009 году по подозрению в причастности к похищению людей в начале 1990-х годов в Ленингорском районе, где он занимал должность заместителя начальника местной полиции.
В судебном департаменте корреспонденту "Кавказского узла" сообщили, что дело Миделашвили находится на стадии судебных прений, после чего уже будет вынесен приговор.
Югоосетинская сторона, затрагивая вопрос без вести пропавших, потребовала прояснения их судьбы с точки зрения рекомендаций независимых экспертов.
"К сожалению, грузинская сторона не была готова сообщить о результатах, так как этими вопросами, с их слов, занимается Генеральная прокуратура Грузии, представителя которой на этих встречах не бывает. Они обещали прояснить ситуацию, получить более полную информацию и представить ее на следующей встрече. Мы, в свою очередь, дополнили, что нами проводятся соответствующие мероприятия по уточнению судьбы без вести пропавших, список которых был нам передан как во время проведения встреч в рамках механизма, так и во время проведения встреч под эгидой МККК", - сказал Чигоев.
Югоосетинская сторона прояснила судьбу нескольких граждан Грузии, которые числятся в этих списках.
"Работа нами проводится конкретная, и вместе с тем мы предложили в следующий раз использовать все рекомендации, предложенные комиссией г-на Хаммарберга, а их около двадцати. Они адресованы обеим сторонам, но в большей степени - Грузии. Мы предложили, чтобы каждая из этих рекомендаций была рассмотрена, и чтобы мы ответили друг другу, что именно сделано по предложениям независимых экспертов. Грузинская сторона это предложение приняла, и я думаю, что более предметный разговор у нас будет при проведении следующей встречи", - пояснил собеседник.
Чигоев уточнил, что считающийся ранее без вести пропавшим Важа Босиков находится в заключении на территории Грузии, и при следующем обмене пленными его представят к обмену. "Он внесен в список граждан, которых мы затребуем у грузинской стороны. Однако пока неизвестно, когда именно будет проходить обмен. Надо отметить, что многое зависит от нас самих. от того, как скоро будет вынесен приговор по делу Миделашвили и так далее", - добавил Чигоев.
Стороны просят друг друга обеспечить безопасность крестьян при сельхозработах
Также грузинской стороной были затронуты проблемы, связанные с проведением сельхозработ на территориях, прилегающих к границам Южной Осетии. "Поступила просьба к нам и к российской стороне, обеспечить безопасность крестьян при проведении ими работ по возделыванию участков вблизи границы. Естественно, мы учтем эту просьбу, так же как, впрочем, и Грузия будет учитывать нашу аналогичную просьбу", - подчеркнул Чигоев.
Миссия наблюдателей поставила вопрос о разминировании местности, расположенной на стыке границ Южной Осетии и Грузии в Ленингорском районе, где расположен монастырь Санеба. "Минирование местности не могло быть осуществлено нашими структурами. Но мы проконсультируемся с МЧС РЮО, чтобы определить, действительно ли эта местность заминирована, и что можно сделать для того, чтобы ее разминировать", - уточнил Чигоев.
Во время встречи стороны обменялись новыми телефонными номерами для того, чтобы оперативно реагировать на инциденты по "горячей линии", а также коротко остановились на оргвопросах, касающихся документов, которые составляются по итогам этих встреч.
Югоосетинская сторона выразила свое недовольство содержанием этих документов, так как, по мнению ее представителей, в них не всегда отражается ее позиция.
Как сообщал "Кавказский узел", первая в этом году четырехсторонняя встреча в рамках механизма по предотвращению инцидентов между Грузией и Южной Осетией прошла 4 февраля. Основной темой была судьба задержанных осетинской стороной грузин. Последний обмен пленными произошел 21 февраля, когда стороны конфликта передали друг другу по семь человек.
Напомним, что ранее Южная Осетия приостанавливала участие во встречах в связи с тем, что грузинская сторона и наблюдатели ЕС не смогли предоставить сведения о пропавших гражданах Южной Осетии.