В Дагестане по делу последователя турецкого богослова заслушаны телефонные разговоры
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В столице Дагестана в рамках уголовного дела в отношении жителя Махачкалы Зиявдина Дапаева были заслушаны его телефонные разговоры с единомышленниками.
"Сторона обвинения сегодня в качестве доказательства предъявила аудиофайл с моими разговорами с единомышленниками, где речь шла о Саиде Нурси и его книгах", - рассказал Дапаев в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
Напомним, уголовное дело в отношении Дапаева - последователя турецкого богослова Саида Нурси, письменные труды которого запрещены в России, было возбуждено еще 17 декабря 2009 года по статье 282.2 (организация деятельности экстремистской организации) Уголовного кодекса России. С 15 октября 2010 года он находится под подпиской о невыезде.
Сам Дапаев считает прослушивание телефона незаконным актом, но пока ничего предпринимать не намерен. Судья Вера Ивашкина выслушала еще одного представителя обвинения Низама Гаджиева, который в течение краткого времени посещал беседы последователей турецкого богослова.
"Он несколько раз приходил к нам, сидел, приятно улыбался, пил с нами чай, но оказывается, он все наши разговоры записывал на диктофон, который потом и понес в ФСБ Дагестана", - возмутился Дапаев. Выслушав Гаджиева, Ивашкина назначила датой очередного заседания 12 апреля.
Напомним также, первое заседание по делу должно было состояться в середине января 2011 года, но его перенесли по просьбе адвоката Дапаева и по болезни судьи. Ход процессу официально был дан 24 января. Тогда подсудимый заявил, что виновным себя не считает, "так как в природе вообще нет такой структуры, как "Нурджулар".
Ранее Дапаев рассказал, что против него начали давать показания бывшие единомышленники. Кроме того, по его словам, уже известны некоторые подробности психолингвистической экспертизы трудов Саида Нурси. Дапаев утверждает, что в них не нашли признаков экстремизма, теперь его обвиняют просто в "формировании жертвенности во имя идеи" и "призывах к переустройству мира в метафорической форме".
Дапаев считает весь процесс по делу в отношении него несправедливым. Он рассказал, что первые гонения на последователей турецкого богослова в Дагестане начались еще в 2005 году, когда в их квартиры неоднократно вторгались вооруженные милиционеры и лица в гражданском.
В 2007 году Коптевский районный суд города Москвы нашел в книгах Саида Нурси признаки экстремизма. Верховный суд России удовлетворил заявление Генерального прокурора России о признании организации "Нурджулар" экстремистской. На основании этих вердиктов в Дагестане прошли обыски и задержания последователей Саида Нурси.
15 января 2008 года в одном из частных магазинов в Махачкале, который принадлежал последователю Нурси, силовики произвели обыск и изъяли товары. 11 декабря 2009 года в Махачкале, Избербаше и Дербенте милиционеры провели новые операции, в результате которых только в столице Дагестана было задержано 28 человек.
29 марта 2011 года в рамках уголовного дела был допрошен старший следователь по ОВД следственного отдела управления ФСБ России по Дагестану, майор юстиции Абдулла Абдуллаев.
Ранее руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) Магомедрасул Омаров признался, что не знаком с книгами Нурси, поэтому не может дать комментарий. Сами дагестанские последователи турецкого богослова сегодня предъявляют справку председателя экспертного совета ДУМД Ахмеда Магомедова, в которой отмечено, что книги Нурси "не содержат канонических ошибок и противоречий с традиционным исламом".
Главный редактор федерального информационного интернет-ресурса "Ислам.ру" Абдула Мухаметов также выделил момент, что книги Саида Нурси, по мнению крупных исламских ученых, соответствуют исламским канонам. На его взгляд, никто не имеет права предъявлять претензии из-за того, что у последователей Нурси хранятся его книги, не переведенные на русский язык. Эксперт Московской Хельсинкской группы Рихард Пантелейчук считает, что "ничего крамольного" в этих книгах нет.