На суде по делу о клевете в адрес Кадырова предоставлено последнее слово Олегу Орлову
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На суде по уголовному делу о клевете, возбуждённому в отношении председателя Совета Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, в адрес главы Чечни Рамзана Кадырова обвиняемому предоставлено последнее слово. Правозащитник считает, что в его действиях нет состава преступления.
Напомним, уголовное дело о клевете было возбуждено против Орлова в связи с его высказываниями об ответственности Рамзана Кадырова за убийство сотрудницы ПЦ "Мемориал" Натальи Эстемировой.
Сегодня прошли прения сторон. Прокурор попросил суд оштрафовать Орлова на 150 тысяч рублей, заявив, что его вина в совершении преступления, предусмотренного статьей "Клевета", полностью доказана. Представитель Кадырова Андрей Красненков заявил, что считает, что Орлов заслуживает наказания в виде трех лет лишения свободы.
"Кавказский узел" публикует подготовленный к оглашению в зале суда текст последнего слова Олега Орлова. Правозащитник отмечает, что не раскаивается ни в том, что публично произнёс те слова, которые вменяются ему в вину, ни в том, что поместил их в пресс-релиз Правозащитного центра "Мемориал", ни в том, что содействовал распространению этого пресс-релиза, так как считает, что в его действиях нет состава преступления.
Орлов считает, что, доказывая свою правоту в суде, он отстаивает право граждан России на свободу выражения мнения, а само возбуждение уголовного дела из-за сказанных им слов, попытки обвинения добиться в суде признания его высказывания уголовным преступлением - не что иное, как неприкрытое покушение на свободу выражения мнения.
По мнению Орлова, сказать во всеуслышание то, что он сказал 15 июля 2009 года было его долгом перед Натальей Эстемировой, которая "органически не могла мириться с произволом, беззаконием и жестокостью, кем бы они ни совершались, – федеральными силами, республиканской властью или боевиками".
"Не сказать правду о вине за её гибель того человека, который создал систему своей почти абсолютной личной власти, систему фактически узаконенного беззакония, систему, которая демонстративно враждебна к людям, подобным Наталье Эстемировой, – не сказать это было невозможно. Это было бы предательством и трусостью. Поэтому я взял на себя ответственность и сказал то, что должно было прозвучать в тот день", - убежден Олег Орлов.
28 апреля сам Кадыров дал показания по видеосвязи, находясь в здании Верховного суда Чечни. Он заявил, что слова Орлова о его виновности в убийстве Эстемировой порочат его честь и достоинство, отметив, что хочет, чтобы Орлова привлекли к уголовной ответственности.
В то же время правозащитники и общественные деятели России выступили с заявлением в защиту Орлова, они также считают, что Кадыров должен отвечать за "террор и преступления, творящиеся каждодневно в руководимом им регионе". В Интернете идет сбор подписей под этим заявлением.
В сентябре 2009 года Кадыров подал в отношении Орлова гражданский иск о защите чести и достоинства. 6 октября 2009 года суд взыскал в пользу президента Чечни с ПЦ "Мемориал" 50 тысяч рублей, еще 20 тысяч - лично с Орлова.
Наталья Эстемирова была похищена 15 июля 2009 года около 8.30 мск в столице Чечни Грозном. Вечером того же дня тело убитой правозащитницы с огнестрельными ранениями в области головы и грудной клетки было найдено у села Гази-юрт в Назрановском районе Ингушетии. Правозащитный центр "Мемориал", в котором около десяти лет проработала Наталья Эстемирова, связывает убийство своей сотрудницы с политикой властей в Чечне. В заявлении "Мемориала" отмечается, что в России творится государственный террор, а Рамзан Кадыров сделал невозможной работу правозащитников в Чечне.