Текст выступления Сулеймана Уладиева на Съезде народов Дагестана, 15 декабря 2010 года

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Речь экс-директора ГТРК "Дагестан", председателя Союза общественных объединений Дагестана Сулеймана Уладиева, произнесенная им на Съезде народов Дагестана.

Уважаемые участники съезда, думаю, что представители народов Дагестана собрались здесь в соответствии с указом президента потому, что возникла необходимость честно и объективно проанализировать существующие в республике проблемы, установить причины их возникновения и попытаться найти пути их решения. Своё выступление хотел бы обозначить одной из этих проблем — это духовно-нравственное состояние современного дагестанского общества и необходимость активизации народного потенциала для установления в республике мира, укрепления нашего единства и цивилизационного развития Дагестана.

Обычно принято восхвалять народ и возвеличивать его. Сегодня я этого делать не буду. Я себя тоже отношу к народу и себя тоже считаю виноватым во всём том, что происходит в республике. И даже в большей степени, чем другие представители народа. В такие критические моменты мы должны говорить друг другу правду, в том числе и о самих себе, о народе. Надеюсь, меня поймут правильно.

Не намерен также сегодня я критиковать власть. Она, дагестанская власть, такая, какая она есть, из-за нашего равнодушия, социальной инертности, безразличия, неумения и нежелания пользоваться своими конституционными правами, проявлений исторически и ментально несвойственных дагестанцам раболепия, а иногда и даже трусости, наличия в Дагестане почти трёхмиллионного населения при отсутствии настоящих граждан, обладающих гражданским мужеством, имеющих гражданскую позицию, тех, о которых сказано: "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином должен".

Это мы с вами ещё даже во времена демократических выборов брали муку, сахар, доллары и рубли и вместо достойных, честных, умных, подготовленных, интеллектуальных людей выбирали тех, кто нам всё это давал, а потом жаловались на плохую власть, плохие законы, плохую жизнь и плохих чиновников.

Это мы с вами и в период суверенной демократии с её специфическим избирательным законодательством или вообще не ходим на выборы, или позволяем фальсифицировать ход и результаты выборов, но не предпринимаем никаких предусмотренных законом мер для защиты своих позиций и прав, в том числе, прибегая к разрешённым публичным акциям в пределах общепринятых норм и правил.

Это мы с вами даём чиновникам взятки за приём сына на работу, выделение земельного участка, прекращение уголовного дела и продвижение по карьерной лестнице, а потом ропщем и возмущаемся, требуя посадить их в тюрьму и бросить в зиндан, хотя несём с ними равную ответственность в соответствии с законом.

Это мы с вами пальцем не пошевелили, когда убили первого сержанта милиции и ничего не предприняли, когда первый молодой дагестанец взял в руки автомат и пошёл в лес, а теперь, захлёбываясь в крови и заработав славу республики, где идёт война и живут одни террористы и варвары, мучительно ищем выход из положения и думаем, как нам противодействовать экстремизму и радикализму.

Когда в некоторых наших вузах фактически стали продавать дипломы и даже профессорские звания и учёные степени, тем самым разрушая интеллектуальный потенциал Дагестана и уничтожая его будущее и насаждая невежество и тупость, извращая шкалу ценностей и обесценивая культ знаний, мы с вами не протестовали против этого, не обращались в правоохранительные органы, а бегали в эти самые вузы покупать эти самые дипломы для своих чад и домочадцев, которые впоследствии стали хорошими лжеспециалистами. Но сегодня нам не нравится, что врачи не умеют лечить, депутаты — творить мудрые законы, учителя — учить, строители — строить, а чиновники — эффективно управлять.

Когда убили депутата Народного Собрания Магомеда Сулейманова и демонстративно-устрашающе взорвали муфтия, когда резали журналистов и расстреливали Гаджи Абашилова, когда уничтожали депутатов законодательных собраний, глав муниципальных образований и министра финансов Гамидова, мы снова молча и безропотно сидели в своих домах, хотя прекрасно понимали, что вот их-то не убивали ни "лесные", ни бородачи, ни Доку Умаров, ни даже Бен Ладен, а это были чисто политические убийства, это были акции устрашения и настоящий терроризм, после которых одни покинули Родину и уехали в поисках счастья за пределы её, другие примкнули к заказчикам, убийцам и киллерам, а третьи встали в ряды тех, о ком классик сказал: "К чему стадам дары свободы, их должно резать или стричь". А теперь мы жалуемся на нехватку законности, отсутствие свободы равенства и справедливости. Что мы сделали, чтобы это было?

Мы с вами молчали, когда заживо сжигали бороздиновцев и растаптывали докузпаринцев, когда душили "Черновик" и не выдавали трупы убитых мусульман, когда во время спецопераций гибли беременные женщины и маленькие дети, когда похищали людей, когда убивали тех работников милиции и взрывали милицейские посты, когда вокруг лилась кровь... И сегодня мы говорим о противодействии терроризму и уничтожении экстремистов, вместо того, чтобы найти пути примирения, прекращения бойни и установления мира, согласия и спокойствия в нашем общем доме, который называется Дагестан.

Спасибо Вам, Магомедсалам Магомедалиевич, за то, что Вы сказали слово "амнистия", потому что мы другого способа решать эту проблему не имеем. Надо сначала всех и всё простить, прекратить кровопролитие, а потом уже начинать нормально жить.

А теперь — главное. А теперь о том, зачем и почему я занимался констатацией вышеперечисленных фактов. Главное же в том, что мы должны быть социально активными, избавиться от абсентеизма и иммобилизма, а мужественно и принципиально отстаивать свои конституционные права, мы должны покончить с апатией, безразличием, мы, дагестанский народ, и каждый из нас, и жить по принципу: "Если не я, то кто?". Со злом и несправедливостью надо бороться, к этому нас призывает и ислам — бороться рукой, словом, душой, но бороться. Вот тогда и президент, и правительство, и чиновники будут опираться не на кланы и политико-финансовые группы, а на нас с вами, тогда они будут считаться с нами, уважать нас, согласовывать свою экономическую и социальную политику с нами, и тогда Дагестан сдвинулся бы с точки средневековья по пути прогресса и цивилизационного развития. Универсальный рецепт от наших бед и проблем — это участие самого народа, каждого из нас в решении своих проблем. Только при наличии социально активного, мыслящего, состоящего не из избирателей, а из достойных, свободных и благородных узденей народа, формирующего в высшей степени справедливую, нравственную, разумную и эффективную власть, мы сможем успешно противодействовать терроризму, свести к минимуму безработицу, покончить с ложью и лицемерием, привести в республику инвесторов, демонтировать кланы, минимизировать коррупцию и преступность и добиться соблюдения закона всеми, особенно должностными лицами органов государственной власти. Опорой общества и государства не могут быть невежественные, равнодушные и пассивные люди, их опорой могут быть только свободные, пассионарные, справедливые и нравственные люди. Свобода не как вседозволенность, а свобода, как её понимали наши предки и как её понимал юный Лермонтов, когда писал:

Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской.

Вы вслушайтесь в смысл слов, которые написал Николай Бердяев ещё в 1917 году, только когда я буду читать фрагмент из его книги, маленький фрагмент, вместо слов "русского" и "Россия" мысленно надо поставить слова "дагестанского" и "Дагестан". Я цитирую: "Задача воспитания и просвещения массы русского народа есть основная задача, поставленная превращением России в демократическое государство. Демократия может быть лишь особого рода культурой человеческого духа, или она будет худшей из рабства и худшей из деспотий".

Просвещённый, высокообразованный, высокоорганизованный, высокоцивилизованный, мудрый и верующий народ, не терпящий лжи, лицемерия, несправедливости, беззакония, лжекумиров и идолов, для которого высшей ценностью являются не деньги, нажива и прибыль, а добро, гуманизм, человеколюбие, правда, свобода, честь и достоинство, является единственным условием, способным защитить нас и от терроризма, и от экстремизма, и от всех этих бед и проблем, которые обрушились на нас в течение последних двадцати лет.

И таким народом, я надеюсь, станет дагестанский народ.

Что касается главной, может быть, и основной дагестанской проблемы, которая обозначена как терроризм и экстремизм, я думаю, что сейчас настал момент критической оценки ситуации, момент истины, когда мы не можем это сохранить, когда каждый из нас, практически в каждой семье, в каждом тухуме, теряет людей. Мы должны простить друг друга.

Я знаю, этими вопросами занимаются Адалло Алиев, Абас Кебедов, Хаджимурад Камалов и многие другие известные общественные деятели республики Дагестан, которые, рискуя жизнью, ради вопросов мира, единства и развития. Рискуя жизнью — потому что их могут не понять и власти, и "лесные".

Мы решили создать некую общественную структуру, которая выработает эту концепцию — концепцию того, что мы — дагестанцы, что мы — братья, что мы не имеем права проливать кровь, что мы должны быть вместе, должны быть искренними, что мы должны быть едины, и вокруг одной единственной цели — мир и спокойствие в нашем доме.

Все признаются, что мы живем в государстве, в котором есть законы, и их надо соблюдать.

Прежде всего, образцом соблюдения закона должны быть государственные деятели, правоохранительные органы, и вот тогда "лесные" тоже должны соблюдать законы, они ведь туда ушли не от хорошей жизни. Они уходят потому, что им в Дагестане тяжело, им здесь плохо, так тяжело, что они уходят туда, зная, что проживут лишь несколько месяцев. Всем нужен мир.

15 декабря 2010 года

Автор: