В Грузии отпраздновали 87-летие Сергея Параджанова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

9 января в Тбилиси состоялась акция, посвященная 87-летию со дня рождения известного режиссера Сергея Параджанова. Акция носила символический характер и прошла в старом уголке Тбилиси в т.н. Ватном ряду, возле установленного памятника Сергею Параджанову.

В распространенном Министерством культуры Грузии пресс-релизе о предстоящем событии сообщалось, что мероприятие организовано инициативной группой и "ставит своей целью повышение интереса общества к творчеству Параджанова - великого кинорежиссера и художника". Программа акции содержит показ кадров, демонстрирующих его творчество, выставку фотографий и созданных им работ.

Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", инициативная группа обратилась к участникам акции с просьбой иметь при себе по одному красному гранату.

В 18 часов к памятнику режиссеру собрались почитатели творчества Параджанова и в знак уважения к его творчеству вместо цветов возложили на красный ковер у подножья памятника по одному гранату - как символ одного из самых известных фильмов Параджанова "Цвет граната".

У памятника же была развернута выставка - фотоработы известного тбилисского фотохудожника Юрия Мечитова, который фотографировал Сергея Параджанова на протяжении многих лет.

Собравшиеся участники акции просмотрели отрывки из кинофильмов Параджанова, созданные им работы, а также картины, посвященные творчеству режиссера.

"Наша инициативная группа создала на Facebook страницу "Улица Параджанова в Тбилиси", - сказал один из организаторов мероприятия Паата Сабелашвили. - Как вам известно, что такой улицы в Тбилиси нет. Но мы, любители и почитатели творчества нашего великого земляка, очень хотим, чтобы эта улица появилась, и выступили с этой инициативой. Сегодня, 9 января, в день его рождения, мы собрались здесь, на улице, возле его памятника - очень спонтанно, как он сам очень любил, и празднуем его день рождения. Приходят друзья, ценители его творчества, и это символ того, что мы можем и хотим сделать в Тбилиси как улицу Параджанова, так и его музей".

"Параджанов - это достояние Тбилиси, - отметил Ван Байбурт, советник президента Грузии. - Я журналист, 15 лет был корреспондентом АПН Грузии. И моим первым серьезным материалом в конце 70-х годов был материал о Параджанове для журнала "Soviet Life". Американцы нам присылали свой журнал "Америка", а мы взамен посылали журнал "Soviet Life". И для этого журнала мы сделали очерк о Параджанове с фотоснимками. Авторами фото был известный тбилисский фотограф-портретист Алик Сааков. После этого материала мы еще много раз встречались с Сергеем Параджановым".

"В 70-е годы корпункт АПН помещался в здании газеты "Заря Востока", это напротив сегодняшнего телеграфа, там и "Молодежь Грузии" и "Свободная Грузия", журналы, - рассказал Ван Байбурт. - Параджанов часто приходил туда и естественно, все относились к нему с большим почтением. Он вернулся в Грузию с большими надеждами. Снял "Ашик-Кериб", насколько я знаю, собирался снимать "Мученичество Шушаник", но что-то помешало ему осуществить. Когда его увезли в Ереван, мы провожали его, он был тяжело больным, уже в очень плохом состоянии".

На протяжении последних 20 лет в этот день мы обычно собираемся вместе, и я вижу, что с годами поклонников Параджанова становится все больше и больше".

"Я думаю, что это праздничный день для каждого из нас, - сказал Михаил Размадзе, литературный критик, член Союза писателей Грузии. - Когда мы воскрешаем представление о Сереже Параджанове, это значит, мы во многом возвращаемся к самим себе. К тем прекрасным истокам, что было характерно Тифлису, особому городу, который до сих пор, к счастью, живет в Тбилиси. Со своими кривыми улочками, со своими антиглобалистическими представлениями, ибо ценности человека не в ее случайных смыслах, а в том, что он несет в самом себе. Ибо Тифлис всегда был верен себе. Он любил человека. Он любил естественность человеческих отношений. Он не мог представить двоемыслие. Мы живем в эпоху постмодерна, когда идет разрушение представлений о человеке, когда глупцы создают условные понятия, которые над нами должны довлеть и подавлять нас. Но все равно такие люди, как Сережа Параджанов, с его углубленным представлением, с его огромным страданием, создавали барьер этим глупцам".

Как сказал Михаил Размадзе, "Надо, чтобы была улица Параджанова в Тбилиси, хотя бы пол-улицы Котэ Месхи, взять там небольшой пролет, сделать параджановскую улицу. Почему нет? Таких гениальных людей у нас не так уж и много. И потом, так же, как и в живописи, Бажбеук-Меликов влиял практически на всех грузинских художников, так и Параджанов влиял не только на грузинское искусство, но общемировое".

"Когда в начале 60-х годов мы видели "Киевские фрески" Параджанова, - говорит Размадзе, - это было в малом зале киностудии, я был просто восхищен тем, что Сережа создавал то, чего не было в жизни. Конечно, за это все тюкали его. Но все равно это был какой-то стержень. Параджанов, может быть, не назывался диссидентом, но, по проживаемости своей жизни он был диссидентом".

Праздничные мероприятия завершились показом знаменитого документального фильма "Параджанов: Последняя весна", в котором сохранился оригинальный негатив последнего незавершенного фильма Параджанова "Исповедь".

Организаторы акции выразили благодарность Юрию Мечитову, Арчилу Менагаришвили, Майе Бараташвили, Гуге Котетишвили, Кети Долидзе, Лаше Бакрадзе и другим деятелям культуры, оказавшим помощь в подготовке и проведении празднования 87-летней даты со дня рождения Параджанова.

Юбилейное мероприятие проводилось при поддержке Министерства культуры и охраны памятников Грузии. Спонсорами акции выступили газета "Prime Time" и АО "Тбилгвино".

Справка: советский кинорежиссёр и сценарист Сергей Иосифович Параджанов родился 9 января 1924 года в Тбилиси в армянской семье Иосифа (Овсепа) Параджанова и Сиран Бежановой. В годы войны (1942-1945) учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории и на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1949 - 1960 годах Параджанов работал ассистентом режиссёра на Киевской киностудию имени Довженко; затем был режиссёром на студиях "Арменфильм" и "Грузия-фильм". В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где учился в мастерской И. Савченко.

Дебютной кинокартиной режиссёра стал фильм "Андриеш", затем, помимо нескольких художественных фильмов, он снял ряд документальных и научно-популярных картин - "Наталия Ужвий", "Думка", "Золотые руки".

В 1965 году по мотивам произведений Михаила Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм "Тени забытых предков", который стал лауреатом нескольких международных кинофестивалей. Известен новаторской работой "Цвет граната". В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм "Легенда о Сурамской крепости", а в 1988 году вышла его последняя законченная картина - "Ашик-кериб", снятая по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова.

Параджанов активно выступал против давления на украинскую интеллигенцию, высказывался за свободу слова и печати. Подвергался преследованиям со стороны властей и вынужден был переехать в Армению. После возвращения в Киев был осужден в декабре 1973 года на 5 лет, но благодаря международной кампании протеста был освобождён 30 декабря 1977 года.

В 1990 году получил звания Народного артиста Украинской ССР и народного артиста Армянской ССР. Умер 21 июля 1990 в Ереване.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"