Дело о гибели псковских десантников в Аргунском ущелье в Чечне остается под грифом "секретно"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
28 февраля и 1 марта в различных регионах России прошли мероприятия, посвященные памяти десантников 6-й роты 104-го полка Псковской воздушно-десантной дивизии, большая часть которых погибла в Аргунском ущелье в Чечне в 2000 году. События тех дней до сих пор полностью не расследованы.
Родственникам погибших отказывают в ознакомлении с материалами расследования
Уголовное дело по факту гибели под чеченским селом Улус-Керт Шатойского района 84 десантников было возбуждено еще в 2000 году. Несколько лет назад его расследование приостановили с формулировкой "за неустановлением лиц, подлежащих к привлечению ответственности в качестве обвиняемых".
Расследование дела было возобновлено после того, как 6 декабря прошлого года в Карачаево-Черкесии сотрудники чеченской милиции и ФСБ взяли под стражу Кемала Эбзеева и Рашида Атуова, а в подмосковном городе Пушкино через неделю, 14 декабря, был задержан Хамидула Япов. Всех троих этапировали в Чеченскую Республику. Они были ранее судимы за участие в незаконных вооруженных формированиях по статье 208 УК РФ, теперь обвиняются в убийстве (статья 105 УК РФ).
Кинооператор Северо-Кавказской студии кинохроники Владимир Акоев сообщил корреспонденту "Кавказского узла" о том, что он увидел накануне боестолкновения.
"За день до этого вместе с корреспондентом "Северного Кавказа" мы попали в селение Шатой. Поехали туда без опаски: ведь накануне генерал Трошев доложил, что районный центр и близлежащие села освобождены от боевиков, а над зданием администрации вместо зеленого флага с волком развивается российский триколор", - вспоминает Акоев.
По его словам, обычно после прекращения боевых действий в Чечне жители населенных пунктов быстро возвращались в свои дома. "На улицах же Шатоя было безлюдно. Мы некоторое время бродили по пустынным улицам полуразрушенного села. Потом кто-то нам свистнул. В дверях районного отдела милиции - так было написано на чудом сохранившейся вывеске - стоял мужчина. Обросший, в камуфляжной куртке, черной вязаной шапке, надвинутой на глаза. "Журналисты, что ли? - поинтересовался он. - Не боитесь здесь ходить?" В ответ на наше, что, мол, село освободили от боевиков, чего бояться, посоветовал не верить тому, что говорят генералы, и убираться восвояси", - рассказывает кинооператор.
"Мы вернулись в 15-й полк Таманской дивизии, который расположился между Шатоем и Харсеноем. Там мы пробыли четыре дня. И, наверное, были первыми из гражданских лиц, кто узнал о трагедии, которая развернулась в эти дни на высоте 776 под Улус-Кертом. Шибануло число погибших – 84 человека. Кода вернулись на заём в Урус-Мартан, и рассказали об этом коллегам, те не поверили, потому что начальник пресс-центра объединенной группировки войск на Северном Кавказе Геннадий Алехин заявил, что информация о больших потерях десантников не соответствует действительности. И только 10 марта Трошев озвучил число погибших и пояснил, почему так долго молчали военные чины: его подчиненные, якобы, не знали о том, сколько бойцов погибло и к какому роду войск они относились. Бред-какой-то", - говорит собеседник.
За бой под Улус-Кертом 22 десантникам было присвоено звание Героев России (21 – посмертно), 69 офицеров и солдат были награждены орденами Мужества (63 из них – посмертно). 2 августа 2000 года Владимир Путин, являвшийся тогда президентом России, приехал в Псковскую дивизию и лично извинился перед родственниками "за грубые просчеты", "которые приходится оплачивать жизнями русских солдат". Однако, кто именно допустил эти просчеты, Путин не пояснил.
Семьи погибших создали организацию "Красные гвоздики", чтобы сохранить память и попытаться узнать правду о событиях тех дней. Как сказала в интервью газете "Совершенно секретно" (№ 5, 2010 г.) мать погибшего десантника Александра Загораева, спустя три года родственники погибших хотели ознакомиться с материалами расследования, но им отказали.
"Человека, который вел уголовное дело по факту гибели роты, уволили. Он сказал, что знает, как погибли наши ребята, но расскажет об этом лишь когда выйдет на пенсию", - отметила мать погибшего десантника.
"В этих контртеррористических операциях слишком много непонятного даже для нас, офицеров. Начиная с 1994 года и по сей день. И это касается не только гибели псковских десантников - там вообще сплошные вопросы", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" полковник из Минобороны РФ, пожелавший остаться неназванным.
По его словам, "если начнут докапываться до истины, то следы приведут в слишком высокие кабинеты". "Все подробности того, что происходило в Чечне с 1994 года – под грифом "совершенно секретно". По крайней мере, на ближайшие 15 - 20 лет", - поведал собеседник.
Защита обвиняемых по делу о гибели десантников считает действия следствия незаконными
Адвокаты задержанных в рамках расследования дела о гибели 84 псковских десантников в боях в Аргунском ущелье Чечни в 2000 году, заявляют, что следствие применило незаконные методы в ходе сбора показаний свидетелей. Об этом корреспонденту «Кавказского узла» ранее сообщил Анди Бетризов, адвокат Хамидуллы Япова. По его словам, люди, давшие показания, на основании которых задержали троих подозреваемых, «пишут сейчас заявления о том, что их чем-то опаивали, и они не помнят, как подписывали эти свидетельства». Он называет действия следствия «незаконными» и намерен вместе с адвокатами двух других задержанных - Камала Эбзеева и Рашида Атуова - подать жалобу на действия следователей.
Сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов выразил удивление самим фактом выдвижения обвинения задержанным: "Рассматривать как уголовное деяние прорыв отряда боевиков под началом Хаттаба в Аргунском ущелье – это странно. Это все равно, что рассматривать как уголовные преступления действия немецких солдат в 1941 году или советских войск в Афганистане".
Вместе с тем, по мнению правозащитника, выдвижение подобного обвинения вполне укладывается в канву отношения властей к конфликту в Чечне не как к войне, а к событиям мирного времени.
Родные погибших не получили компенсации
Заместитель военкома города Пскова утверждает, что власти города не оставляют без внимания семьи погибших десантников: "Многие получили квартиры, помогают родственникам с устройством на работу".
Между тем родные погибших считают, что государство не выполнило все обязательства перед ними. Напомним, мать десантника Вадима Чугунова, погибшего в сражении под Улус-Кертом, обратилась с иском в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Матерям погибших десантников государство заплатило примерно по 700 тыс. рублей. Однако Дина Чугунова заявляет, что государство не выплатило ей положенную по закону "О борьбе с терроризмом" одну выплату единовременного пособия в размере 100 тыс. рублей.
Однако, как стало известно независимому журналисту Денису Терентьеву, до сих пор ни одна семья не получила компенсации 100 тысяч рублей за погибшего.
Редактор газеты "Псковская губерния" Лев Шлосберг рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что в первое время семьи погибших десантников получали за потерю кормильца всего 600 рублей ежемесячно. Матери погибших ребят обращались к местным властям, писали письмо Путину. Только год назад пособие по потере кормильца было увеличено до тысячи».
Один из 22 десантников, которым присвоено звание Героя России, оставшийся в живых старший сержант Александр Супонинский рассказывает, что ему очень трудно пришлось не только в бою, но и в мирной жизни уже после демобилизации.
Он лечился в госпиталях в Моздоке, в Твери. Демобилизовавшись, вернулся домой в Псков, но работы найти не смог, уехал в Альметьевск. Там, по словам Супонинского, его также никто не хотел брать на работу, так как он имел звание Героя России и ему были положены дополнительные льготы.
По словам бывшего десантника, он смог получить работу слесаря с помощью знакомых лишь тогда, когда перестал упоминать о своем звании: "Это сейчас отношение к нам, кто воевал в Чечне, нормальное. А тогда, в 2000 году, было совсем по-другому. Кого другого возьмут, но только не тех, кто воевал".
Александр женился, окончил нефтяной институт, сейчас работает в управлении "Татнефть", растет дочь Надя. Его именем названа школа в Альметьевске. О событиях под Улус-Кертом он вспоминать не хочет. Как сказал он корреспонденту "Кавказского узла", в некоторых СМИ оставшихся в живых десантников "обвиняли во всех смертных грехах". "Я поражался, как искажали все, что я говорил. И после очередной такой вот "правдивой" публикации я дал себе слово: никаких интервью никаким газетам и журналам не давать", - заявил собеседник, добавив, что предпочел бы погибнуть, чем выслушивать все то, в чем его обвиняли.
В Грозном в честь псковских десантников названа улица
В Чечне в честь погибших десантников названа одна из улиц Грозного. Многие жители республики негативно восприняли это известие, считая это оскорблением памяти погибших в ходе двух военных кампаний по вине военнослужащих федеральных сил мирных граждан.
"Я не буду жить на улице, которая будет названа в честь российских военных. На мой взгляд, российская армия полностью дискредитировала себя в глазах населения нашей республики за время двух прошедших здесь войн. Они вели себя тут как захватчики, убивали, насиловали и грабили. Для меня, как впрочем, и для абсолютного большинства чеченцев, российские военные не герои. Нормальная армия никогда бы не стала воевать против собственного народа, а российская это сделала", - говорила ранее корреспонденту "Кавказского узла" пожилая жительница республики.
Однако наибольшее возмущение у жителей Старопромысловского района, где располагается улица имени псковских десантников, вызвал тот факт, что мемориальная доска с именами десантников была установлена на стене здания (бывший магазин), в котором военными при проведении так называемых "зачисток" во время военных действий были расстреляны задержанные ими люди.