Решение вопроса Карабаха - один из приоритетов внешнего курса РФ, считают российские ученые и политики
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Для России проблема урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе – это вопрос ее национальной безопасности, считает заведующий отделом Кавказа Института СНГ, Чрезвычайный и полномочный посол Феликс Станевский. По мнению его коллеги Михаила Александрова, проблема состоит в том, что Россия вынуждена лавировать, так как Армения является ее стратегическим партнером, а Азербайджан - соседом, членом СНГ.
Об этом говорилось в ходе пресс-конференции "Перспективы урегулирования нагорно-карабахского вопроса: возможности и препятствия", состоявшейся 24 февраля в пресс-центре "АиФ". Организатором встречи выступил Форум армянских организаций Москвы. Представители различных политических партий, руководители аналитических центров, дипломаты и общественные деятели высказали свое видение ситуации, сложившейся на Южном Кавказе.
"Неполноценный формат переговоров предопределяет их неэффективность"
Модератор встречи, президент общественной организации "Русско-армянское содружество" Юрий Навоян полагает, что предлагаемые посредниками "Мадридские принципы" не решают вопросы, относительно причин конфликта – политический статус Нагорного Карабаха и его безопасность. Урегулирование необходимо начинать с вопросов, которые являются последствиями конфликта: контролируемые территории, беженцы.
Основным недостатком посреднической миссии Минской группы ОБСЕ является непризнание Нагорного Карабаха субъектом переговорного процесса, и его неучастие в переговорах во многом предопределяют их неэффективность и отсутствие реального прогресса в поиске взаимоприемлемого компромисса, убежден Навоян.
"При таком раскладе посредничество уже выглядит не столько как содействие окончательному урегулированию, сколько как целевое давление на Армению для обеспечения условий Азербайджана", - считает руководитель московской организации.
По мнению Юрия Навояна, другими факторами, отрицательно влияющими на позитивный ход урегулирования нагорно-карабахского вопроса, являются усиленная антиармянская пропаганда и непрекращающаяся военная риторика со стороны Азербайджана.
"Впадать в панику не стоит, но реагировать на угрозы надо со всей серьезностью"
Владимир Казимиров, Чрезвычайный и полномочный посол, бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ отметил, что постоянные угрозы Азербайджана в адрес Нагорного Карабаха являются нарушением Хельсинкского заключительного акта о неприменении силы и угрозы применения силы.
"Почему молчит руководство ОБСЕ? Миротворческая миссия должна решительно реагировать на ходы, которые мешают мирному урегулированию нагорно-карабахского вопроса", - возмущается Казимиров.
Бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ полагает, что Азербайджан блефует, прибегая к тактике запугивания. Впадать в панику, по его мнению, не стоит, но реагировать на угрозы надо со всей серьезностью.
"Ситуация на Южном Кавказе резко напрягается"
Владимир Захаров, директор института политических и социологических исследований Черноморско-Каспийского региона уверен, что ситуация с Нагорным Карабахом имеет очень важное значение для США.
"Интерес США - устроить в Иране нечто подобное революции в Египте, Ливии - пока не увенчался успехом, - говорит Захаров. - Америка готовит военные действия в Иране. В этой связи ситуация с Нагорным Карабахом имеет очень важное значение для США".
Иран, вопреки ожиданиям Азербайджана, заявил о том, что решение нагорно-карабахской проблемы должно быть мирным. Это заявление усложнило отношения между соседними исламскими государствами, считает эксперт.
Россия должна приложить максимум усилий для того, чтобы Армения стала ее форпостом в Закавказье, утверждает Захаров: "Если Россия уйдет из Армении, она не вернется в Закавказье в течение ближайших ста лет".
Карта мира очень изменится, и это уже происходит, считает участник встречи: "События из Африки перебросятся в Центральную и Среднюю Азию. А это, в свою очередь, может затронуть и наш Северный Кавказ, и тюркоязычные регионы России".
"В Нагорном Карабахе бросается в глаза большое количество детей"
Поведение международного сообщества и России в отношении Нагорного Карабаха "слишком дипломатично", высказал свое мнение Виктор Шейнис, член политического комитета партии "Яблоко", бывший народный депутат РСФСР и депутат Государственной думы РФ.
"Угрозы Азербайджана – это международное преступление. Никому не хочется жить в условиях, когда на тебя наведен пистолет, даже если тебе говорят при этом: да ты не беспокойся, он, ведь, не заряжен, и стрелять не будет", - говорит Шейнис.
Народ Карабаха живет и строит свое государство в тяжелейших условиях, несмотря на это, подчеркивает политик, люди уверены в своем будущем - бросается в глаза большое количество детей. Молодежь радуется жизни, обнимается и целуется – ведет себя так же, как их ровесники в Москве, Нью-Йорке, Пекине.
"Мне очень хочется, чтобы российская общественность знала, что на самом деле происходит в Нагорном Карабахе. Общественное мнение должно подталкивать власть к более энергичной и решительной позиции", - заявил Владимир Шейнис.
"Для решения проблем Южного Кавказа необходим новый подход"
Станислав Чернявский, директор Центра постсоветских исследований МГИМО полагает, что для решения проблем Южного Кавказа необходим новый подход: "Российские эксперты должны создать пакет для переговоров со странами Южного Кавказа по вопросам разрешения конфликтных ситуаций, укрепления безопасности и сотрудничества".
Главным элементом этого пакета должны быть положения по закреплению Майндорфской декларации. "Кавказская политика после Майндорфского документа не должна терять свою динамику", - отметил он.
Положительную роль, по мнению Чернявского, могло бы сыграть выступление российского руководства с концептуальным заявлением, в котором была бы четко обозначена позиция по трем вопросам: военно-политическому, энергетическому и гуманитарному.
"В документе было бы целесообразно подчеркнуть, что отношения с Грузией по-прежнему будут основываться на принципах международного права. Однако Россия подтверждает свои гарантии суверенного права Абхазии и Южной Осетии, ставших на путь независимого развития", - говорит Чернявский.
Эксперт считает необходимым продемонстрировать готовность России оказать реальную помощь странам региона в стабилизации обстановки, опираясь при этом на поддержку Ирана и Турции, используя их объективную заинтересованность в мире на Кавказе.
"Переговорный процесс зашел в тупик"
"Тупик в значительной степени связан с тем, что НКР де-юре является стороной переговорного процесса, а де-факто отстранена от участия в переговорном процессе", - озвучил свою точку зрения Рубен Заргарян, кандидат исторических наук. По его мнению, армяно-азербайджанский конфликт затянулся.
Азербайджан не полномочен решать вопросы участия или неучастия Нагорного Карабаха в переговорном процессе, так как его участие официально зафиксировано в документах ООН, ОБСЕ и других международных организаций, подчеркивает историк.
Необоснованные притязания Азербайджана на территории, исторически принадлежащие Нагорному Карабаху, ракетные обстрелы и бомбардировки, убийства местных жителей, захват заложников – все это является пренебрежением правовой основой, закрепленной международной юридической практикой, покушением на независимость Нагорного Карабаха от Баку, уверен Заргарян.
"По международному праву, НКР имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности, нарушенной в 1921 году, - считает историк. - Азербайджан демонстрирует правовой нигилизм, саботирует переговоры, грозится войной и даже джихадом, устраивает провокации на границе".
Международное право императивно диктует признание Нагорного Карабаха, заявляет Рубен Заргарян, а нежелание международного сообщества признать Нагорный Карабах - давно состоявшуюся республику - ведет переговорный процесс в никуда.
"Если бы не вмешательство Запада, Азербайджан давно пошел бы на уступки"
"Армения является стратегическим партнером России, Азербайджан - нашим соседом, приграничным государством, членом СНГ,- констатирует Михаил Александров, заведующий отделом Института СНГ. – В то же время у нас перед Арменией конкретные военные обязательства в рамках договора. Поэтому Россия вынуждена лавировать".
Отвечая на свой же вопрос о том, почему Запад не осуждает заявления Алиева (президент Азербайджана Ильхам Алиев. - Прим. "Кавказского узла") о возможном начале военных действий, эксперт говорит: "Это – политика. Угроза войны - форма давления на Армению и Нагорный Карабах с целью заставить их пойти на уступки".
Александров отмечает: есть победившая сторона – она диктует условия, проигравшая их принимает. "Азербайджан, проиграв, хочет заставить армян пойти на уступки. Если бы не вмешательство Запада, Азербайджан давно пошел бы на уступки", - уверен Александров.
Стратегия Запада в отношении Южного Кавказа – это выйти к Каспию, подчеркивает эксперт: "Ставка была сделана на Грузию, на ее членство в НАТО – не случилось. Азербайджан колебался с принятием решения о вступлении в североатлантический блок. Запад должен был предложить такой приз, от которого Азербайджан не смог бы отказаться. И таким призом стал Нагорный Карабах".
Он отмечает, что Армения находится под военными гарантиями России, и Запад не мог оказать прямого военного давления на нее, чтобы заставить отдать Нагорный Карабах.
"Поэтому западные политики прибегли к интригам: придумали план поэтапного урегулирования – ввести миротворческие силы на "спорные территории", а затем провести референдум. Коварство затеи заключалось в том, что Азербайджан на любом этапе мог отказаться от этого плана, а, поскольку миротворческие силы "играют" на стороне Запада, Нагорный Карабах навсегда бы лишился своих территорий. Принятие армянской стороной такого плана означало бы сдачу Нагорного Карабаха", - поясняет Михаил Александров.
"Для России урегулирование карабахского конфликта – вопрос национальной безопасности"
В Азербайджане и в Армении есть серьезное недопонимание заинтересованности России в урегулировании этого конфликта, говорит заведующий отделом Кавказа Института СНГ, Чрезвычайный и полномочный посол Феликс Станевский. "Я часто слышу упреки политиков в некоем российском эгоизме при решении этой проблемы, - рассказывает дипломат. - Но его, этого эгоизма, гораздо меньше, чем американского или западного".
Россия же, по убеждению дипломата, идет в русле старой советской политики, в основе которой лежит марксистская уверенность в определяющем значении экономического базиса, и малом влиянии на что-то надстройки.
"Мы отчетливо видим на Северном Кавказе, что наши усилия в экономическом плане наталкиваются на противодействие, связанное с идеологическим напором со стороны наших противников", - констатирует Феликс Станевский.
Запад же, отмечает он, вкладывает деньги в людей, а не в экономику: "Это очень эффективное средство. И Запад выигрывает борьбу за души людей. Они становятся проводниками той страны, которая их финансирует".
Он отмечает, что Россия занимает половину территории Кавказа, там проживает 15 миллионов человек – столько же, сколько на Южном Кавказе. "Для нас проблема урегулирования карабахского конфликта – это вопрос нашей национальной безопасности. И Россия делает все для его разрешения. Но дальше все зависит от Армении и Азербайджана", - убежден дипломат.
Как сообщал "Кавказский узел", 5 марта в Сочи пройдет очередная встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна с участием главы РФ Дмитрия Медведева для обсуждения путей урегулирования карабахского конфликта, но эксперты не ожидают от нее особых подвижек. В последний раз переговоры трех президентов на тему карабахского урегулирования прошли в конце октября прошлого года в Астрахани.
В настоящее время процесс урегулирования карабахского конфликта происходит на основе "Мадридских принципов", выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ в ноябре 2007 года в Мадриде и обновленных в декабре 2009 года в Афинах, которые активно критиковались всеми участниками конфликта: Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом.