Freedom House: Грузия улучшила свои позиции по уровню демократии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Грузия улучшила свой рейтинг по уровню демократии, однако остается в числе "частично свободных стран". К такому выводу пришли эксперты международной правозащитной организации Freedom House.

В рамках программы "Свобода в мире" Freedom House выводит два рейтинга - политических прав (PR - Political Rights) и гражданских свобод (CL - Civilian Liberties) по семибалльной шкале. Чем выше оценка, тем меньше уровень защиты прав и свобод в государстве.

Согласно отчету, рейтинг политических прав (Political Rights) в Грузии в 2010 году составил 4 балла, а уровень гражданских свобод (- 3 балла). Такие же оценки получили Мозамбик, Соломоновы Острова и Папуа-Новая Гвинея. Россия отстает от этих же стран и по политическим правам (6 баллов), и по гражданским свободам (5 баллов), и попадает в категорию "несвободных стран". Другие соседи Грузии ненамного отстают от нее: Армении попала в категорию "частично свободных" (показатели составили 6 PR и 4 CL), а Азербайджан - в категорию "несвободных" (6 PR и 5 CL).

Как отмечено в докладе, после "цветных революций" Грузия, Киргизия и Украина не оправдали возложенных ожиданий в том, что они не только сами пойдут путем демократического развития, но и буду влиять на демократические процессы в регионах. При этом, в Грузии и Киргизии исследователи Freedom Hоuse отмечают стремление президентов установить элементы авторитарного правления.

В то же время, особо оговаривается, что впервые за несколько лет в странах бывшего Советского Союза, за исключением Балтийского региона, отмечен рост защиты прав и свобод. В частности, в Киргизии прошли "частично свободные выборы", а в Грузии рейтинг гражданских свобод повысился благодаря уменьшению политической нестабильности, вызванной вторжением России в 2008 году, а также благодаря большему медийному разнообразию, на которое среди прочих факторов повлиял выход на спутниковое вещание оппозиционной телекомпании "Маэстро".

Координатор программ Неправительственной организации Центр прав человека Анна Нацвлишвили говорит, что с исследованиями по Грузии можно согласиться, так как правительство сделало "небольшой шаг вперед по отношению к средствам массовой информации".

"Да, конечно, можно отметить, что работает телеканал "Маэстро", можно также отметить и работу второго общественного канала, который освещает деятельность оппозиция, а так же проводит дебаты между разными политическими силами. Но обратите внимание, что журналисты крупных телеканалов - "Имеди", "Рустави-2", Первого и Второго общественных каналов - избегают задавать каверзные вопросы представителям власти, но зато оппозиционерам и представителям гражданского общества они задают такие вопросы, которые, порой, не относятся к делу, а направлены на то, что бы дискредитировать его", - заявила Нацвлишвили "Кавказскому узлу".

В качестве оценки работы СМИ в Грузии Анна Нацвлишвили сослалась на высказывание посла США в Грузии, который "выразил обеспокоенность тем, что в Грузии нет расследовательской журналистики". "И мне как зрителю, действительно, важно видеть, как журналисты в крупнейших телекомпаниях не только рассказывают новости и развлекают, но и раскрывают негативные факты", - пояснил она.

В то же время, по словам Нацвлишвилди, в качестве одного из прогрессивных шагов правящей партии, следует упомянуть инициативу парламентского большинства сделать более прозрачной информацию о владельцах и финансировании средств массовой информации.
"Это очень важный, но, к сожалению, маленький шаг вперед. И что самое главное , теперь парламентское большинство должно довести эту инициативу до оформленного закона, иначе она останется пустым, ничего не значащим обещанием", - заявила Нацвлишвили.

Правозащитник, председатель организации "Бывшие политзаключенные за права человека" Манана Кобахидзе, считает послабление в Грузии незначительным.

"Да, было отмечено некое послабление в гражданских правах, но это очень незначительное послабление, которое не ощущается ни рядовыми гражданами. Фактически, остались на прежнем уровне", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Кобахидзе.

По ее мнению, один из самых важных механизмов по защите гражданских свобод - это судебная система, которую Freedom House характеризует следующим образом: "Грузинские власти не предприняли практически никаких шагов для того, чтобы опровергнуть широко распространенное мнение о том, что правительство, а не судебная власть, принимает решения по тем или иным судебным процессам, и что Министерство внутренних дел никому не подотчетно и ставит себя над законом" (Nations in Transit, 2009)".

"При этом, очень редко можно встретить принципиальных судей, которые пытаются противостоять давлению со стороны правящей команды. Фактически, суды превратились в придаток прокуратуры. Я каждый день веду процессы в суде, и мы часто видим, как прокуроры не стесняются делать запугивающие жесты в сторону судей. И судьи знают, что за этим последует: их могут или понизить в должности, или перевести на другое место", - рассказала Манана Кобахидзе.

По ее словам, "очень много случаев, когда принципиальных судей, принимавших неугодные для власти решения, переводят из Тбилиси в Марнеули, в Кобулети, в другие регионы Грузии". "Но большинство судей вполне чувствуют себя комфортно в сложившейся системе: они играют по правилам той игры, которую диктует правящая партия, а взамен получает должности, премиальные, участие в различных программах", - добавила правозащитница.

Наилучших показателей Грузия достигла в 2006 и 2007 годах, когда рейтинги гражданских свобод и политических прав совпадали и составляли 3 балла. Показатели упали в 2008 году до 4 балов по обеим характеристикам и оставались такими же в 2009 году. И только в прошлом году уровень гражданских свобод в прошлом году поднялся только на один балл.

В целом, как отмечено в докладе, уровень свободы и прав в мире снизился и многие государства перешли из категории свободные - в частично свободные.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"