Шииты Азербайджана отмечают траурный день Ашуру
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня шииты Азербайджана, как и шииты во всем мире, отмечают Ашуру - траур по внуку пророка Мухаммеда Имаму Хусейну. Ашура является 10 днем месяца Мухаррам по мусульманскому календарю. В этот день в 680 году небольшой отряд имама Хусейна пал в неравном бою с превосходящими отрядами Омейадов близ города Кербела.
С тех пор последователи Имама Али (основатель шиизма - зять пророка Мухаммеда и отец Имама Хусейна) отмечают Ашуру как общий траур. Имам Хусейн выступал против искажения Омеядами основ исламской религии, заложенных пророком Мухаммедом, что выражалось в стремлении к роскошной жизни за счет обделения бедняков и углубления социального неравенства.
С раннего утра 16 декабря десятки тысяч шиитов в Азербайджане направились в мечети для участия в траурной церемонии поминания Имама Хусейна. Особую активность проявляют жители юга страны, бакинских сел, где позиции верующих особенно прочны. Вокруг мечетей выставлены усиленные наряды полиции, а дороги перекрыты для автомобилей. Однако эксцессов не отмечено.
По традиции, работать в этот день шиитам до полудня нельзя. В этот день принято устраивать поминальное угощение (эхсан), поэтому во многих местах на улицах накрыты столы, на которых выставлены чай, шербет и сладости для всех желающих.
В последние годы сложилась традиция с наступлением траурного месяца Мухаррам сдавать донорскую кровь. В мечетях и сегодня проводится акция по сдаче крови для нуждающихся, и, в частности, для детей больных талассемией и гемофилией. Эта церемония призвана заменить мистерию самобичевания верующих металлическими цепями, в знак скорби по имаму Хусейну - шахсей-вахсей - традицию, сформировавшуюся в средневековье.
Наиболее многочисленные церемонии проходят в мечетях "Таза Пир", "Аждарбей", "Джума", Нардаранской мечети, и других. На центральной площади поселка Нардаран близ Баку проходит траурный митинг.
В последние годы ученые-теологи Азербайджана отмечают, что Ашуру и месяц Мухаррам нельзя рассматривать как траур, говоря, что это период для осмысления нравственных и духовных ценностей. "Месяц Мухаррам вобрал в себя такие светлые понятия, как мужество, отвага, достоинство, непоколебимость и истинная гражданская позиция. И он не просто вобрал в себя эти понятия, Мухаррам - по сути, истинный символ всего благородного. И вершиной этого месяца является Ашура - 10-й день месяца Мухаррам", - считает философ-теолог, глава Центра защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM) Ильгар Ибрагимоглу.
"Ашура - это непрекращающийся, вечный набат. Тревожный набат, который вплоть до судного дня обращен к человеческой совести. Ашура - это набат, напоминающий человечеству о его высокой миссии. Миссии быть свободным человеком", - добавляет Ибрагимоглу.
Отметим, что в месяц Мухаррам и в последующий месяц Сафар (в течение 40 дней со дня смерти Хусейна) шииты воздерживаются от проведения свадеб и других торжеств.
В преддверии дня Ашура в Баку и Астаре прошли акции протеста верующих против запрета на посещения средних школ в хиджабе. 15 декабря около 100 молодых людей провели шествие в поддержку права носить хиджаб в городе Масаллы. 10 декабря, аналогичная акция состоялась перед министерством образования в Баку.
Министерство образования мотивирует запрет тем, что дети должны посещать занятия в школьной форме. Однако верующие утверждают, что в законодательстве нет однозначного запрета, и расценивают ограничительные меры как нарушение прав человека.
"Кавказский узел" представлял видеосюжет "Хиджаб" в 4 частях - о том, с какими проблемами приходится сталкиваться в Азербайджане женщинам, носящим хиджаб.