Родственники задержанных в Кабардино-Балкарии Шакова и Бешкурова уверены в их невиновности
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Родственники Мухаммеда Шакова и Ислама Бешкурова, задержанных в Кабардино-Балкарии и подозреваемых в незаконном хранении боеприпасов, заявляют о невиновности этих людей и требуют расследования их избиений. Адвокат утверждает, что после поступления заявления в прокуратуру о незаконных методах следствия, поданного 19 ноября, его подзащитных до сих пор не допросили.
Напомним, Мухаммед Шаков и Ислам Бешкуров задержаны 18 ноября в селе Дугулубгей Баксанского района КБР. По словам их адвоката Магомеда Абубакарова, задержание происходило с многочисленными процессуальными нарушениями, а после мужчин пытали.
В момент ареста Шакова его сестра Марьяна стояла рядом и видела все своими глазами. "При мне его повалили на пол, надели на голову черный пакет, сковали руки наручниками и что-то подбросили в карман. Он пролежал на полу больше часа", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Марьяна Шакова.
Она утверждает, что ее брата арестовывали не сотрудники правоохранительных органов Баксана: "Баксанские следователи и наш участковый стояли в стороне, их в магазин в момент задержания просто не пустили".
В присутствии понятых, утверждает его сестра, у Ислама изъяли гранату. "Мой брат торгует мясом в магазине и носит в кармане брюк гранату. Как такое может быть?! Кстати, граната эта оказалась не боевой, я узнала об этом позже из протокола задержания", - продолжает Марьяна.
Задержание, по словам Шаковой, началось в полдень. В начале третьего брата повезли в Нальчик, Марьяна поехала следом. На въезде в город молодая женщина приняла решение не преследовать дальше машину, а обратиться за помощью к адвокату, и уже вместе с ним продолжить поиски брата. "Меня одну все равно бы к нему не пустили", - поясняет Марьяна.
Вместе с адвокатом Магамедом Абубакаровым Марьяна Шакова посетила отделы милиции, в которых, по их мнению, мог находиться Мухаммед. Поиски ни к чему не привели, и Марьяна в тот же день написала жалобу в прокуратуру и в Следственный комитет при прокуратуре по КБР.
"Я написала заявления, потому что считаю арест моего брата незаконным, - говорит Марьяна. – Через 13 часов после задержания Мухаммед оказался в Баксане – из протокола следовало, что его задержали в час ночи баксанские милиционеры. Я хочу знать: где находился мой брат в течение этого времени, и откуда на его теле появились телесные повреждения".
В прокуратуре заявление Шаковой приняли сразу. "Дежурный принял у меня заявление, прочитал его и расписался. Он был удивлен: "Что, сегодня всех арестовали? Все приходят с жалобами", - рассказывает женщина.
В Следственном комитете при прокуратуре по КБР ей сказали, что дежурного нет, он на совещании. Марьяна звонила в СК каждые полчаса пока, наконец, ей не ответили, что дежурный вернулся, но принять ее заявление не может, так как оно составлено неправильно.
"Заявление писал адвокат Абубакаров, оно не может быть составлено неправильно, просто они не хотят его принимать, - уверена Шакова.- Но я на этом не остановлюсь, буду жаловаться до тех пор, пока на мою жалобу не отреагируют должным образом".
Магомед Абубакаров сумел добиться встречи с задержанным Мухаммедом Шаковым и сразу был вынужден вызвать к нему врачей: у парня была высокая температура, кроме того, он жаловался на сильные боли в брюшной полости, пришлось вызывать хирурга.
"Мой брат ни в чем не виноват, - утверждает Марьяна. – Он даже на учете в милиции не стоял. Когда глава администрации Баксанского района давал ему характеристику, он был в шоке от того, что Мухаммеда забрали. Если бы я заметила, что он в чем-то замешан, я бы первая сказала – пусть несет законное наказание".
Мухаммед – единственный кормилец в семье Шаковых. У него на иждивении жена и полугодовалый ребенок, а также отец-инвалид. Марьяне, сестре Мухаммеда, недавно сделали полостную операцию. "Мой брат находился у меня перед глазами 24 часа в сутки, - говорит собеседница. – Я ни перед чем не остановлюсь, чтобы доказать его невиновность".
Адвокат задержанных рассказывает, что первое заявление направлено в Следственный комитет при прокуратуре по КБР 18 ноября. "Второе заявление - на следующий день почтой, когда мы смогли с ними пообщаться, и узнали, что в отношении них применялись пытки, третье заявление отправили в правозащитные организации. Поскольку в СКП отказались регистрировать заявление, указать дату и время его получения, копию заявления мы отослали почтой", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Абубакаров.
Адвокат утверждает, что после поступления заявления в прокуратуру его подзащитных до сих пор не допросили. "Их должны были опросить по факту применения к ним насилия. До сих пор это не сделано", - отмечает собеседник.
Второго задержанного, по словам его двоюродного брата Хамидби, в момент задержания вышвырнули из машины люди в масках: "Это могут подтвердить десятки людей, ставших невольными свидетелями происходящего. Его продержали на холодном асфальте в наручниках и с пакетом на голове больше двух часов. Когда кто-то пытался приблизиться, люди в масках угрожали применением оружия. Попытался вмешаться глава администрации села Дугулубгей Заур Хежев - они его оскорбили, чуть до драки не дошло".
Исламу Бешкурову 27 лет, у него семья, двое малолетних детей. Интерес силовиков, по мнению Хамидби, Ислам мог вызвать только своей приверженностью к исламу. "Да, мой брат регулярно делает намаз, но он даже в мечеть не ходит. Я слышал, что он по этой причине состоит на каком-то профилактическом учете в милиции", - отмечает Хамидби.
Он утверждает, что виделся с Исламом после его задержания и пытался узнать у того, откуда на его теле многочисленные ссадины, синяки и ушибы: "Он жаловаться не стал, сказал только, что это случилось в момент задержания".
Хамидби тоже не стал жаловаться на действия силовиков: "Я не настолько грамотен в этих юридических вопросах. Кроме того, я на 100% уверен в невиновности Ислама. А это значит, что его рано или поздно отпустят домой".
Жалоба, направленная Марьяной Шаковой в Следственный комитет при прокуратуре по КБР, зарегистрирована 19 ноября, в день ее поступления. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщила Светлана Бирмамитова, руководитель отдела по приему граждан и документальному обеспечению: "Заявление от Марьяны Шаковой поступило 19 ноября 2010 года. Оно официально зарегистрировано, и в течение 10 дней, согласно действующему законодательству, по нему будут приняты необходимые меры".
В Центре по борьбе с экстремизмом не подтвердили утверждение адвоката Абубакарова о том, что 18 ноября 2010 года к ним были доставлены Ислам Бешкуров и Мухаммед Шаков. "Люди, о которых идет речь, к нам не доставлялись, - заявил корреспонденту "Кавказского узла" заместитель Центра "Э" по КБР подполковник милиции Хасан Богатырев. – Мы уже привыкли к тому, что в нас летят все камни в случае незаконных задержаний. Пытки током задержанных – одна из таких провокаций. Мы такими методами не работаем".
Напомним, что несколько дней назад Лариса Дорогова, адвокат из Кабардино-Балкарии, выступила с заявлением, в котором, со ссылкой на слова местных жителей, обвинила сотрудников силовых структур в незаконном задержании жителей республики и нарушении их прав. Открытое заявление адвоката Дороговой "по поводу непрекращающегося беспредела сотрудников силовых структур в Кабардино-Балкарии" опубликовано 16 ноября в блоге адвоката на "Кавказском узле". В правоохранительных органах считают, что эти обвинения не имеют под собой оснований.
Как писал "Кавказский узел", Кабардино-Балкария в настоящее время считается одной из основных горячих точек на Северном Кавказе. Только за четыре последних дня здесь было совершено два покушения на представителей силовых ведомств - сотрудника районного отдела УФСБ в городе Баксане (19 ноября) и участкового отделения милиции в Нальчике (21 ноября). Оба офицера погибли.
«Кавказский узел» отслеживает ситуацию, которая складывается в республике, и ведет хронику происходящих там взрывов, обстрелов и нападений.