Пропавшая в Махачкале 12-летняя девочка вернулась в семью, но плохо помнит, что с ней произошло
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
12-летняя Рузана, об исчезновении в Махачкале которой заявляла ранее ее мать, жительница города Невинномысска Ставропольского края, вернулась к родственникам в ночь с 16 на 17 ноября, сумев убежать от похитителей. Близкие девочки недовольны тем, как идет расследование дела.
Напомним, согласно информации Елены Ивановой, 10 ноября утром девочка оделась и вышла из дома на улице Энгельса в Махачкале, где их семья снимала квартиру. После этого никто из родных и близких ее не видел. Через несколько дней после исчезновения Рузаны в адрес семьи поступило сообщение с требованием выплатить за освобождение девочки 50 тысяч рублей.
"Рузане удалось сбежать из дома, где, как мы предполагаем, ее удерживали похитители", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" тетя девочки Наталья. По ее словам, Рузане удалось скрыться в тот момент, когда "те люди, которые ее удерживали, что-то праздновали". Родственница девочки предположила, что похитители отмечали мусульманский праздник Курбан-байрам.
Вместе с Рузаной, утверждает ее тетя, в доме "удерживали" еще несколько девочек "примерно того же возраста". "Как говорит сама Рузана, ей перекрасили там волосы, заставляли курить и ходить на каблуках", - добавила она. Родственница девочки также не исключила, что в отношении девочки было применено насилие. "Был момент, когда ее отдали какому-то мужчине", - подчеркнула собеседница.
Однако восстановить полную картину происходящего в этом месте, констатирует женщина, со слов девочки не удалось. "Первые три дня она не помнит вообще", - уточнила женщина.
В ночь на 17 ноября, после того, как девочка вернулась к своим родственникам, семья Ивановых уехала из Махачкалы в Невинномысск, отметила тетя Рузаны. В настоящее время, по ее сведениям, девочке уже оказана психологическая помощь, но, как считает родственница, в недостаточном объеме.
Тетя Рузаны уже обращалась к Уполномоченному по правам ребенка в Ставропольском крае, но единственное, по ее заверению, чем ей смогли помочь в аппарате детского омбудсмена – это "дали телефон реабилитационного центра в Невинномысске". Там в свою очередь родственнице пострадавшей девочки сказали, что "специалистов, которые работают по таким случаям, у них нет" и посоветовали обратиться в "психологическую помощь".
Представители "помощи", продолжает женщина, провели с Рузаной консультацию, однако уверенности в том, что они и дальше будут оказывать девочке поддержку у ее родственницы нет.
"Они пришли и поговорили с девочкой, но ничего конкретного на вопрос о дальнейшем лечении не ответили. Сказали только, что психолог, может быть, будет приходить к ней на дом", - сетует женщина. Осложняет ситуацию, как полагает Иванова, и то, что девочка практически ничего не помнит, и то, что "по национальности они цыгане". "Это сложно как со стороны психологов, так и с нашей стороны. Такая проблема есть", - признала собеседница.
По приезде в Невинномысск, семья Ивановых обратилась по поводу случившегося в местное управление ФСБ и прокуратуру. Однако, несмотря на то, что там, по свидетельству тети Рузаны, "провели все необходимые экспертизы", она сомневается, что "по этому вопросу проводятся оперативные действия". "Тот человек, который принял у нас эту информацию, сказал нам, что пока ничего неизвестно", - пояснила она.
Сотрудник ставропольского управления ФСБ, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что по заявлению родственников пострадавшей девочки работает в настоящее время прокуратура. Сведения, которыми обладает ведомство были переданы, по его словам, "по месту" происшествия - в Махачкалу.
В Невинномысском межрайонном следственном отделе следственного управления СКП РФ по Ставропольскому краю корреспондента "Кавказского узла" уведомили, что заявление от семьи девочки зарегистрировано, и по нему проводится проверка. "По результатам проверки будет приниматься одно из трех возможных постановлений - о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о направлении его по подследственности в Махачкалу", - констатировала сотрудница следственного отдела.
На ее взгляд, третий вариант развития событий наиболее вероятен. "Похищение состоялось в Махачкале, и там, по месту преступления, и должно проводиться расследование".
О дальнейшей судьбе заявления, по ее сведениям, станет ясно максимум через 10 дней после его регистрации. "Процессуальные сроки предусмотрены - трое суток с возможностью продления до 10 суток", - уточнила собеседница.
Информации о том, что похищены другие дети, в отделе нет, они не указаны в самом заявлении
О том, будет ли проводиться проверка по поводу похищения других детей, находившихся вместе с девочкой, по утверждению сотрудницы, может ответить только следователь, проводящий проверку. "Такая информация проверяться должна, но информации о том, что похищены другие дети, в отделе нет, они не указаны в самом заявлении", - пояснила работник следственного отдела.
Действия правоохранительных органов Дагестана по заявлениям матери Рузаны Наталья Иванова называет неудовлетворительными. "Оттуда только звонят с угрозой, просят приехать, дать показания, иначе, говорят, "мы вас все равно найдем и доставим", - выражает недовольство женщина. По этому поводу тетя пострадавшей девочки написала заявление на имя президента республики, в котором выразила "возмущение деятельностью правоохранительных органов".
Оперативный работник дагестанской милиции, который, как сказала тетя Рузаны, работал по заявлению об исчезновении девочки, опроверг данные о том, что на семью оказывается давление. "Когда я узнал про этот случай, сам был инициатором встречи с ее матерью (в Махачкале. — Прим. "Кавказского узла"). Зачем мне на нее давить, если у меня нет материалов дела", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла". После того, как девочка нашлась, мать Рузаны, обращает внимание оперативник, отказалась разговаривать с ним по телефону, а с другими родственниками девочки ему связаться не удалось.
По данным дагестанского милиционера, материалы дела в настоящий момент находятся в следственном отделе Советского района Махачкалы СУ СКП РФ по республике Дагестан. "По любому факту исчезновения граждан материал рассматривает следственный комитет, - отметил он. - Если там факт похищения подтвердят, то будет возбуждено уголовное дело".
Мать девочки подозревает в похищении дочери цыган, которые торгуют людьми
Оперативник также упомянул, что мать девочки подозревает в похищении дочери цыган, "которые торгуют людьми". Остальные материалы, "с объяснениями", как рассказала ему Иванова, родственники пострадавшей собрали в СКП "по месту жительства" и направили в СКП Дагестана.
Сотрудник дагестанского СКП, у которого, по некоторым данным, находится в разработке материалы дела, ход расследования комментировать отказался, сославшись на порядок предоставления информации в СМИ, запрещающий давать сведения по телефону.
В аппарате Уполномоченного по правам человека в Дагестане, куда обращалась мать Рузаны, когда еще девочка считалась пропавшей, корреспонденту "Кавказского узла" сообщили, что заявление матери принято, и ситуация по нему "будет отслеживаться".
"Мы обратимся в компетентные органы, примем все необходимые меры, чтобы разъяснить происходящее, найти других детей, если они там остались, - продолжил сотрудник аппарата Уполномоченного. - Подобные заявления без реагирования у нас не остаются".
По его мнению, следственным органам необходимо опросить девочку, "получить у нее какие-то данные". "Может быть, она помнит, куда ее увезли, где она находилась", - добавил собеседник. Возможность провести эти мероприятия сейчас, когда девочка находится в Невинномысске, с его точки зрения, у следственных органов есть. "Это делается в рамках следственного поручения в органы Ставропольского края", - пояснил представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Дагестане.
Отметим, что ранее "Кавказский узел" писал, что сообщения об исчезновении людей поступают из Дагестана довольно регулярно. Чаще всего местные жители возлагают ответственность за это на представителей силовых структур.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Дагестане и ведет хронику происходящих там спецопераций, терактов, нападений и похищений.