Журналистки, написавшие о депортации чеченцев и обвиняемые в экстремизме, защищают в суде себя сами
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бурятские журналистки Татьяна Стецура и Надежда Низовкина, написавшие о депортации чеченцев и ингушей и обвиняемые в экстремизме, отказались от назначенных адвокатов и защищают в суде себя сами. По мнению московского правозащитника Надира Фатова, дело против них – это эксперимент, по которому ФСБ любую критику власти относит к статье 282 УК РФ о разжигании ненависти к социальной группе.
Напомним, 23 февраля 2009 года в Улан-Удэ милиция задержала журналисток, являющихся активистками "Демократического союза", которые расклеивали листовки по поводу 65-летия со дня сталинской депортации чеченского народа. Многие из депортированных погибли, поэтому составители листовки назвали 23 февраля "Праздником геноцида". 23 апреля 2009 года против журналисток возбудили уголовное дело по 282 статье УК РФ. Им инкриминируются оскорбление и разжигание ненависти к трем социальным группам - армии, милиции и следственным органам.
Люзаков: журналистки "намозолили глаза", и их решили "приструнить"
Главный редактор газеты "Свободное слово" Павел Люзаков, разместивший в своем издании статьи журналисток, ставшие предметом уголовного преследования, сообщил, что в Бурятии ранее никогда не было подобных прецедентов.
"Действительно, факт депортации кавказских народов был официально осужден на государственном уровне. Но Бурятия – глубокая провинция, поэтому, когда тут кто-то выступил против депортации или просто против чего-то выступил без санкции властей, местные чекисты сразу насторожились и стали преследовать этих людей", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Павел Люзаков.
По его словам, правоохранительные органы "вообще удивились, что кто-то еще может что-то подобное писать". "Сразу начали выяснять, кто за этими журналистами стоит, кто их финансирует. За ними велась слежка. Когда поняли, что газета издается самиздатовским способом и распространяется так же – среди своих, они очень удивились, что еще кто-то может что-то делать сам по себе", - отмечает Люзаков.
При этом, продолжает он, журналистки проводили достаточно много всяких акций, "намозолили глаза", и их решили "приструнить", в итоге появилось уголовное дело.
Люзаков говорит, что в настоящее время идет суд. Уже допрошены свидетели обвинения, в ближайшее время будут допрашиваться свидетели защиты, в суд вызвали также экспертов, дававших заключение по статьям.
"Девушки отказались от назначенных адвокатов, защищаются сами. Татьяна Стецура - профессиональный адвокат, получила адвокатское удостоверение, правда, когда все началось, ее с этой адвокатской конторы уволили, она же находится под следствием. У обеих журналисток юридическое образование, надеюсь, они смогут себя защитить должным образом. Это очень показательное дело, которое уже привлекло большое общественное внимание", - подчеркнул Павел Люзаков.
В настоящее время, по его сведениям, журналисткам зарабатывать деньги негде, они находятся в очень тяжелом материальном положении. "В Улан-Удэ им не дают возможности работать, заниматься журналистикой, но они держатся", - добавил собеседник.
Надир Фатов: ФСБ начинает заниматься не террористами, а оппозицией
"У девушек много неприятностей, в деле много эпизодов. Меня смущает, что уголовное дело подготовило следственное управление ФСБ по Республике Бурятия. Если ФСБ начинает заниматься не террористами, а оппозицией, это очень опасно", - констатировал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Надир Фатов.
Правозащитник считает, что применение статьи 282 УК РФ в данном случае неправомерно. "По Конституции, нельзя разжигать рознь между социальными группами, а это - крестьяне, мужчины, женщины. Получается, что власть – социальная группа. Высказал недовольство властью – значит ты уже экстремист. УФСИН в деле Стецуры и Низовкиной выступает как социальная группа. А какая это социальная группа? Это конкретные люди", - полагает Фатов.
Он называет статью 282 УК "карательной": "Это очень напоминает статью 58 советского Уголовного кодекса "антисоветская агитация". И в деле девушек это очень похоже именно на эту статью. Мы не хотим, чтобы вернулось это чудовищное прошлое, о котором писали в своих статьях Надежда Низовкина и Татьяна Стецура".
Фатов обращает внимание, что девушки просто напомнили людям о том, что именно празднуется 23 февраля, отмечая, что именно спецслужбы занимались депортацией.
"Новый закон, усиливающий полномочия ФСБ, пугает гражданских активистов. В статьях журналисток содержалось их личное мнение о сталинских репрессиях, депортации кавказских народов, которые осуществляли внутренние войска НКВД. Они просто написали об этом и распространяли листовки, что на самом деле 23 февраля не праздник, а величайшая трагедия", - утверждает правозащитник.
По мнению Фатова, журналисткам сейчас грозит реальный срок лишения свободы за их статьи, хотя некоторые эпизоды, которые им инкриминируют, осудил даже президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.
"У них в статьях еще был эпизод, за который их привлекают. Они написали: "Позор Евсюковым и пыткам в милиции" (Денис Евсюков - бывший начальник столичного ОВД "Царицыно", который 27 апреля 2009 года устроил стрельбу в столичном супермаркете. – Прим. "Кавказского узла"). Но даже президент осудил и оборотней в погонах, и коррупцию, пытки в милиции и т.д. Однако журналисткам вменяют за это разжигание социальной розни", - заключает Фатов.
Как сообщал "Кавказский узел", 4 октября на Чистопрудном бульваре в Москве прошла акция протеста против преследования Низовкиной и Стецуры. Журналистки, обвиняемые в возбуждении ненависти в отношении силовых структур России, отправили жалобу в Европейский суд по правам человека.
Отметим, что ранее главный редактор еженедельника "Черновик" в Дагестане, журналисты и юрист издания также обвинялись в умышленном распространении информации, призванной возбудить вражду в отношении сотрудников правоохранительных органов. Однако в сентябре этого года дело о закрытии газеты на основании этих обвинений завершилось победой издания.
Комментируя этот процесс, директор ростовского регионального центра "Право и СМИ" Анжела Синеок выразила уверенность, что власти используют статью 282 УК РФ "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" для подавления свободы слова.