Жители Дагестана неоднозначно оценивают последствия возможного введения КТО в республике

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В последнее время в Дагестане усиленно распространяются сведения о скором введении режима контртеррористической операции (КТО). К такому развитию событий жители республики относятся неоднозначно, представители общественности и наблюдатели, знакомые с ситуацией, говорят о преимуществе несиловых приемов решения сегодняшних проблем этой республики Северного Кавказа.

Адалло: КТО на территории Дагестана проходят более ста лет

Поэт и общественный деятель Али Адалло считает, что ничего нового в регионе не происходит. "Контакты России с Дагестаном – сплошные контртеррористические операции. Так было 80-100-200 лет назад. Ничего не меняется. Против первого имама Чечни и Дагестана Газимагомедова проводились КТО, против второго и третьего имама Гамзата и Шамиля проводились КТО, против пятого имама Нажмудина Гоцинского уже в двадцатых годах прошлого века также проводились КТО. Ничто не ново под луной. Народ насилием можно утихомирить на определенное время, затем все войдет в привычный круг", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Адалло.

По его мнению, раз все это происходит, значит, Москва и теперь Махачкала что-то делают не так. "Мне обидно, что в первую очередь руководство Дагестана не понимает таких элементарных вещей, ведь в немалой мере из-за местной власти ситуация доведена до  точки кипения. Уверяю вас, будет в республике вменяемое руководство, будет и нормальная обстановка. Молодежь уходит в леса, потому что видит, что в Дагестане процветает коррупция и клановость, что здесь не ценят ум, профессионализм, патриотизм, молодежь в грош не ставит существующую власть. В леса-то уходят немногие, но такое отношение к власти почти у всех дагестанцев", - отметил поэт.

Депутат Госдумы России от Дагестана Хизри Шихсаидов сказал, что при введении режима КТО должны быть соблюдены положения закона и конституции России. "У нас обычно так бывает: декларируют одно, в реальности получается вообще другое. Ни для кого не секрет, что происходило в Чечне, когда там существовал режим КТО. Пропадали молодые ребята, применялось безадресное и неадекватное насилие. Чтобы этого не случилось, надо все делать в рамках закона. Забирают кого-то - все должны знать, по какой причине забрали человека, а степень его вины пусть уже определяет суд", - пояснил депутат.

Глава Унцукульского района Магомед Тагиров сообщил, что в районе ситуация находится под полным контролем местных властей. "Слухи всегда остаются слухами, режим КТО в районе не введен. Я знаю, что район входит во вторую буйнакскую зону контроля контингентом внутренних войск, которые недавно прибыли в Дагестан, но на жизни жителей района этот факт никак не сказался", - заверил Тагиров.

Политолог и публицист Руслан Курбанов считает, что милитаризация региона – тупиковый путь. "К сожалению, власть попадает в западню той логики, которую ей навязывают боевики - ломать насилием противостоящую сторону, несмотря на чудовищные жертвы и кровь. Государство не должно мыслить такими людоедскими категориями. Оно должно искать пути гражданского примирения и предупреждения радикализации на ранних этапах", - говорит политолог.

Милитаризация региона – тупиковый путь

Он утверждает, что моделей и механизмов для этого много. "Нужно изучать и широко обсуждать в обществе опыт в гражданском примирении других стран - Британии, Таджикистана, Алжира. Если бы с таким упорством, и с таким вниманием, и с привлечением такого количества ресурсов власть стремилась бы реализовать хоть один из рекомендованных экспертами несиловых вариантов решения проблем - ситуация в республике была бы иной", - подытожил Курбанов.

Отношение к введению режима КТО у журналиста и телеведущего Наримана Гаджиева неоднозначное. "Мы видим, что привлечение дополнительных сил из-за пределов России дает определенные результаты: идут операции, есть убитые, в то же время надо сознавать, что скоро придет пора работать мозгами, а не кулаками", - заявил собеседник.

Шевченко: режим КТО на весь Дагестан будет лить воду на мельницу экстремистов

Член Общественной палаты России, руководитель рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Максим Шевченко против введения режима КТО на весь Дагестан.

"Проблемы Дагестана, северокавказского региона никогда не решить силовыми методами. Конечно, если против государства, общества развязана война, войной и надо отвечать, но режим КТО на весь Дагестан будет лить воду на мельницу экстремистов. КТО – это передача власти военным, ни к чему хорошему это не приводит. Оружие нужно применять адресно, при надобности, параллельно развивая институты гражданского общества", - убежден Шевченко.

Оружие нужно применять адресно, при надобности, параллельно развивая институты гражданского общества

Максим Шевченко добавил, что необходимо широко применять потенциал Общественной палаты Дагестана: "Я разговаривал с его членами, это толковые люди. Нужно формировать полноценную дискуссионную площадку, притом, дело не должно одними разговорами заканчиваться, власть должна прислушиваться к голосу общества".

На его взгляд, государство, общество должно научиться контролировать протестный потенциал. "К сожалению, сейчас протестная позиция находится под полным контролем радикальных сектантов. Они в частности провозгласили, что, чем быстрее мусульманин убьет себя, уйдет из этого мира, тем лучше ему будет в раю. Но это мировоззрение очень далеко от ислама, поэтому в Дагестане необходимо создать исламский совет ученых, который должен дать внятные и адекватные ответы на вызовы времени", - резюмировал Шевченко.

Кисриев: выборы в Дагестане серьезной политической угрозы не несут

В свою очередь заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев исключает возможность введения режима КТО на всей территории Дагестана и полагает, что, возможно, увеличение военной техники в республике имеет отношение к недавно принятому на высшем уровне решению создать в Дагестане новое спецподразделение внутренних войск.

"Возможно, это связано с тем, что в Дагестане начинается формирование специального подразделения общей численностью 800 бойцов для ведения антитеррористической деятельности", - предположил Кисриев в интервью корреспонденту "Кавказского узла". - Возможно, таким образом подтягивается материальная часть, передислоцируется тяжелая боевая техника".

Кисриев уверен, что для обеспечения порядка в ходе голосования 10 октября нет необходимости в принятии таких серьезных мер силового обеспечения или введения КТО на всей территории республики. "Мне кажется, для этого нет оснований, - поделился своим мнением эксперт. - Сами по себе выборы в Дагестане – довольно крупное мероприятие, и определенная напряженность, связанная с ними, сейчас отмечается. Но серьезной политической угрозы они не несут".

Конфликты, происходящие вокруг отдельных избирательных участков - это досадные сбои внутри правящих группировок, и они будут разрешены путем обычных договоренностей между ними

По словам Кисриева, конфликты, происходящие вокруг отдельных избирательных участков - это досадные сбои внутри правящих группировок, и они будут разрешены путем обычных договоренностей между ними.

"Эти стычки идут в основном внутри среднего звена правящего класса. Решения этого рода проблем уже давно являются практикой, с которой в Дагестане научились успешно справляться. В ходе этой практики как раз и произошел уже, по-видимому, необратимый раскол между правящими группировками и народом - основной массой населения республики. В недрах этого самого населения зародились и непрерывно воспроизводятся группировки вооруженного противостояния режиму – так называемая "ваххабитская молодежь". У масс населения, полностью отчужденных от принятия государственных решений, указанные инсургенты начинают встречать все больше и больше сочувствия и поддержки, в особенности среди молодежи. Вот эта проблема и есть самая опасная сейчас в Дагестане", - уточняет эксперт.

"Возможно, что приток воинских подразделений связан с опасениями, что дагестанские инсургенты, безразлично относящиеся к выборам, могут воспользоваться ими для осуществления крупных террористических акций", - добавил Кисриев.

В любом случае, констатирует он, ясно, что власть, к сожалению, продолжает и усиливает силовую, составляющую "решения" проблем в Дагестане. "Политики переложили решение ключевых социально-экономических проблем республики на плечи военных. А у них на плечах только погоны, и, как решают проблемы военные, мы знаем. Фатальная ошибка власти в следующем: она предполагает, что, обозвав местных инсургентов бранным словом "ваххабиты", она приобретает право бессудного и произвольного уничтожения граждан своей страны. Это очень печально", - заключает Кисриев.

В пресс-службе МВД и ФСБ Дагестана отказались от всяких комментариев по теме, заявив, что не могут давать оценки слухам. Подобный же отказ поступил при попытке выяснять причины ввода контингента внутренних войск и техники, а также ее количество.

Напомним, что 28 сентября в Дагестан введен временный контингент внутренних войск для оказания помощи органам внутренних дел республики в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на время выборной кампании. Той же цели служит и создаваемый спецбатальон внутренних войск МВД, который планируется укомплектовать в основном жителями республики. И то, и другое делается, как заявляют в силовых ведомствах России, по просьбе президента Дагестана Магомедсалама Магомедова.

Как сообщал ранее "Кавказский узел", власти Дагестана говорят и о несиловом методе решения проблем республики. Так, на заседании президентского совета Дагестана 29 сентября глава республики выдвинул идею о необходимости созыва съезда народов Дагестана для консолидации общества в борьбе с экстремистами.

Отметим, что обстановка в Дагестане остается неспокойной: обстрелы, взрывы, нападения и спецоперации происходят в республике регулярно. "Кавказский узел" следит за ситуацией в Дагестане и ведет хронику происходящих там спецопераций, терактов, нападений и похищений. 

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"