В Грузии приняты поправки в конституцию, ограничивающие полномочия президента
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Новая конституция Грузии, принятая во втором чтении депутатами грузинского парламента, существенно ограничивает полномочия президента.
С 13 декабря 2013 года президент лишается права на законодательную инициативу. То есть он не будет иметь права вносить предложения по изменению конституции и других законов. С президента снимается и ряд других полномочий.
Переход на новый уровень власти
Действующий президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая перед правящей партией "Единое национальное движение - За процветающую Грузию" отметил, что Грузия теперь может себе позволить гораздо более сложную модель государства, чем это было после революции в 2003 году. "Мы переходим на более сложную систему, так как это будет новая система, опирающаяся на нескольких центрах власти", - заявил Михаил Саакашвили.
Ограничивается и влияние президента на внешнюю политику, и вооруженные силы. Напомним, что в своей предварительной оценке проекта грузинской конституции Венецианская Комиссия Евросовета предложила грузинским законодателям сделать должность президента чисто номинальной и лишить его полномочий формирования внешней политики, а также права определять руководство вооруженных сил.
Однако Михаил Саакашвили выступил категорически против того, чтобы президент Грузии "выполнял чисто формальные обязанности, принимая высокопоставленных гостей в резиденции на Авлабаре".
"Были советы, чтобы президента превратить в королеву Англии - это неприемлемо для нас потому, что страна, 20% которой оккупированы, и перед которой стоят серьезные вызовы, не может не иметь сильного, эффективного руководителя государства", - заявил Михаил Саакашвили 1 октября на встрече с правящей партией "Единое национальное движение".
Представитель Государственной конституционной комиссии Тенгиз Шерманашвили сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что ни одна комиссия не имеет права диктовать политическое устройство других государств.
"Мы должны учитывать те замечания, которые касаются ущемлений демократии. Но будет Грузия парламентской республикой или президентской - это внутреннее дело грузинского государства", - заявил Тенгиз Шерманашвили корреспонденту "Кавказского узла" во время общественных обсуждений законопроекта новой конституции.
Распределение полномочий
Однако, вопреки ожиданиям экспертов, парламентское большинство согласилось на компромисс в отношении некоторых президентских полномочий. В частности, прерогатива назначать министра обороны отойдет к премьер-министру. За президентом остается право назначать Начальника Объединенного Штаба. Министр обороны в Грузии является фигурой, которая занимается вопросами обороны на политическом уровне, а также формированием бюджета армии, в то время как выполнение оперативных задач, проведение учений и руководство вооруженными силами осуществляет именно Начальник Объединенного штаба.
Чтобы между руководством вооруженных сил не возникли трения, премьер министр должен будет одобрить кандидатуру начальника генерального штаба и других командующих на правах контрассигнации, то есть, он возьмет на себя ответственность за действия начальника штаба.
Премьер-министр также получает право на активное вмешательство во внешнеполитическую деятельность президента: полномочия президента на ведение переговоров и заключение международных договоров также потребуют ассигнации премьер-министра.
Одним из основных замечаний к законопроекту Государственной конституционной комиссии стал пункт, согласно которому, президент должен был получить право на созыв внеочередной сессии парламента и председательствовать на нем.
По мнению председателя Альтернативной Общественной конституционной комиссии Вахтанга Хмаладзе, такие полномочия, фактически, сводили на нет функции президента как арбитра - он получал полномочия активно вмешиваться в деятельность исполнительной власти.
Одним из центральных пунктов в поправках главы о президенте стало требование к последующим президентам покинуть всякие посты в тех партиях, которые выдвигали их на выборах. Эта поправка сделана потому, что ему отводится роль арбитра между парламентом и правительством.
"Новый президент будет внепартийной фигурой, а значит, покинет партийный пост после выборов. И с этой точки зрения он будет нейтральным и объективным игроком в политической среде", - заявил во время перерыва пленарной сессии спикер парламента Давид Бакрадзе.
Премьер-министр будет обладать правом на законодательную инициативу
В то же время, существенно увеличились полномочия премьер-министра и правительства. В частности, задача по формированию правительства (назначение всех министров) отныне передается премьер-министру. Кроме того, премьер-министр будет обладать правом на законодательную инициативу. И, как уже было отмечено, внешняя политика и вопросы обороны, тоже будут согласовываться с премьер-министром.
Дискуссионные вопросы
О том, уменьшились или увеличились полномочия парламента - судить достаточно трудно: парламент лишился права ставить вопрос о доверии тому или иному министру персонально - за депутатами оставили только право объявлять конструктивный вотум недоверия.
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" лидер Фракции христианских демократов в парламенте Леван Вепхвадзе, вопрос о конструктивном вотуме недоверия вызвал наибольшее сопротивление со стороны власти.
"Дебаты по вопросу о вотуме недоверия и некоторым другим предложениям, на которых настаивала парламентская оппозиция, начались за день до пленарной сессии: 30 сентября мы впервые начали публичное обсуждение на сессии комитета по законодательству. Споры длились шесть часов, правящая партия провела несколько консультаций, но к единому решению мы так и не пришли. Поэтому споры продолжились уже на сессии. Только после очередного перерыва в середине дня партия парламентского большинства согласилась пойти на уступки", - рассказал Вепхвадзе.
Теперь чтобы инициировать голосование вотума недоверия правительству необходимо 2/5 голосов парламента, а не более половины, как это было в действующей конституции.
На преодоление политического кризиса парламенту, правительству и президенту отводится два месяца
Существенно сокращен и срок для преодоления политического кризиса после того, как парламент примет решение отправить правительство в отставку: как отмечала Венецианская Комиссия, временной промежуток между вынесением и отставкой или роспуском парламента в предложенном ей проекте был очень долгим. Процедуры могли занять от трех месяцев до 100 дней. По мнению европейских экспертов, это могло только усугубить политический кризис и привести к нездоровым спекуляциям между партиями. Теперь на преодоление кризиса парламенту, правительству и президенту отводится 2 месяца.
Кроме того, во время дебатов был разрешен еще один конфликт: согласно новому проекту, после выборов нового парламента депутаты должны будут вынести вотум доверия или недоверия действующему правительству. Дело в том, что сроки формирования парламента и сроки выборов президента не совпадают в Грузии. Поэтому парламент может получить в наследство такой кабинет министров, который депутаты не утверждали. В предварительном заключении венецианской комиссии содержалось предупреждение, что в такой ситуации между парламентом и правительством могут возникнуть множественные разногласия. Поэтому было решено дать каждому новоизбранному парламенту право сформировать то правительство, с которым он сможет работать.
Разногласия и уступки
Однако партия власти настаивала на том, что правом формировать правительство должны обладать только те депутаты, которые будут избраны уже после вступления в силу новой конституции, то есть, первая такая процедура должна была состояться только в 2016 году. Парламентская оппозиция потребовала, чтобы этот пункт начал действовать уже после парламентских выборов в 2012 году. После консультаций, во второй половине дня партия большинства пошла на уступки и согласилась с этим требованием.
Помимо этих пунктов было принято решение оставить в конституции понятие органических законов, которые занимают промежуточное место между конституцией и другими законодательными актами, упорядочивая законодательную базу.
По некоторым вопросам так и не было выработано единое решение.
Например, относительно поправки о пожизненном назначении судей второе чтение состоится в последующие дни.
В полном объеме конституция вступит в силу с 1 декабря 2013 года, через 2 месяца после выборов президента Грузии.
В преддверии принятия поправок в проект конституции парламентом в первом чтении представители непарламентской оппозиции заявили, что не могут ознакомиться с окончательным текстом новой Конституции.
Отметим, ранее глава Государственной конституционной комиссии Автандил Деметрашвили заявлял, что проект новой конституции Грузии не наделяет премьер-министра неограниченной властью, а председатель альтернативной Общественной конституционной комиссии Вахтанг Хмаладзе, между тем, не исключал, что поправки в конституцию готовят почву для "сверхпрезидентской республики".
Напомним, что новая конституция Грузии активно обсуждалась в июне, поскольку в ней были обнаружены изъяны - несоответствие английского перевода проекта его грузинской версии: в английской версии присутствует статья, которой нет в грузинской.
Как уже сообщал "Кавказский узел", делегация Венецианской комиссии, побывавшая в Грузии с двухдневным визитом в сентябре, в целом положительно оценила проект и посчитала, что он отвечает всем международным стандартам. Разработанные рекомендации Венецианской комиссии будут опубликованы в середине октября.
Новый проект Конституции Грузии был принят большинством голосов членов Государственной конституционной комиссии 19 июля. 7 сентября проект поступил в парламент Грузии. Ранее десять оппозиционных партий Грузии сделали совместное заявление, в котором потребовали от парламента не принимать новую версию Конституции страны. По мнению представителей оппозиции, таким образом Михаил Саакашвили готовит себе место главы правительства, так как баллотироваться на третий срок он уже не может.