В Ингушетии беженцы в лагере "Ангушт" стали арендаторами

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Беженцы, проживающие в лагере "Ангушт" в Назрани, вынуждены теперь снимать помещения в лагере в аренду. Люди утверждают, что лишились не только бесплатного жилья, но и выплат от государства.

Всего в лагере живет на данный момент 67 семей. Половина из них - беженцы из Грозного. По официальным документам проживающие в лагере перестали быть беженцами два года назад. Имея статус вынужденных переселенцев, беженцы находились в ведении ФМС. Тепрь они стали арендаторами помещений у собственника, владеющего этим широким двором (бывшая территория организации Сельхозтехник), в котором располагается, помимо лагеря, стоянка Газелей, возящих пассажиров в Грозный.

Аслан Яндиев и Фатима Алиева супруги. Их сыну Магомед-Амину нет еще и года. Аслану 20 лет. Его родители родом из Пригородного района. После трагедии 1992 года его семья вынуждена была бежать. Он недавно женился, и надеялся получить землю для постройки дома по какой-нибудь социальной программе для молодых семей. Однако надежды не оправдались. Ничего не получив от государства, супруги вместе с ребенком сняли комнату в сборно-щитовом домике без удобств в лагере беженцев.

Из-за отсутствия постоянного жилья нет возможности устроиться на постоянную работу

"Мы платим две тысячи рублей в месяц за это жилье. Вода на улице, душ и прачечная тоже там. Зимой тут нельзя жить будет, придется искать что-то другое, конечно, подороже. Для нас это тяжело. Из-за отсутствия постоянного жилья нет возможности устроиться на постоянную работу, подрабатываю грузчиком. Все время переезды, да и с пропиской сложности. Если бы у меня была земля под дом, я бы постепенно собрал деньги, выстроил сначала фундамент, потом понемногу все остальное. Но пока этот вопрос не решается, у нас нет надежды на собственный дом", - говорит Аслан.

По средним оценкам земля в родном селе Аслана, Майском, в Пригородном районе Северной Осетии стоит 200 тысяч рублей за десять соток, необходимых для участка под постройку жилья. Этих денег семье взять неоткуда.

Напротив сборно-щитового жилища Яндиева - длинный барак, в каждом из отсеков которого проживает по четыре семьи. Двери каждой из четырех комнат выходят в одно помещение - общую кухню. Она же служит гостиной и прихожей.

Сначала жили в вагонах, потом в палаточном городке для беженцев, который впоследствии убрали.

Яха Дзейтова, беженка из Грозного, живет здесь со своими двумя дочерьми и шестью внуками, старшему из которых 18, а младшему только восемь лет. Муж одной из дочерей пропал без вести несколько лет назад. Женщины подрабатывают посудомойками, нанимаются на свадьбы и прочие торжества. В "Ангуште" у семьи временная прописка. Свой дом в Старопромысловском районе Грозного Яха с родными покинули 16 сентября 1999 года. Она рассказала, что "сначала жили в вагонах, потом в палаточном городке для беженцев, который впоследствии убрали".

Все это время люди получали гуманитарную помощь от МЧС России и от Датского совета по беженцам.

"Мой муж был ингуш. Его братья и родители погибли, или умерли. Дом, в котором мы жили в Чечне, принадлежал его родственникам. Они нам никак не помогают, наверное, потому, что у меня не было сына. Только четыре дочери", - говорит Яха.

Беженка из Чечни рассказала, что ее семья, как вынужденные переселенцы, уже десять лет стоит в очереди на субсидии от государства для покупки жилища. Однако чтобы стоять на учете в миграционной службе, необходимо постоянно подтверждать свой статус. Сотрудники службы, между тем, посещают лагеря обычно днем, в районе обеда, когда их постояльцы уходят на заработки. Всех, кого не застали дома, чиновники могут снять с учета.

Комендант "Ангушта" Бэла Чахкиева рассказала, что благотворительные европейские организации и упомянутый Датский совет оказывают существенную помощь в создании своего малого бизнеса, помогает средствами на приобретение оборудования для открытия какого-либо дела.

"Остро нуждающимся помогают материально, привозят нужные вещи, например, стиральные машинки и постельные принадлежности. Тем, у кого есть свой участок, выделяют стройматериалы", - говорит Чахкиева.

Комендант "Ангушта" рассказала, что гуманитарные организации выступали за то, чтобы всех беженцев, оставшихся на территории Ингушетии, объединить в одном месте, так будет легче работать с ними и учитывать всех, однако, власти республики такую идею не поддержали финансово, но обещали не препятствовать, если кто-то все же выделит на это средства.

Датский совет же объявил о скором открытии курсов для беженцев. Молодежи предложат бесплатно поучиться на бухгалтеров и парикмахеров.

Руководитель офиса "Весты" в Ингушетии Лейла Дзейтова рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что местные чиновники охотно идут на контакт по вопросам решения проблем беженцев из Пригородного района. Что же касается тех, кто бежал из Чечни, то "Веста" делится результатами мониторингов относительно них с властями республики и ставит в известность о том, кто в чем нуждается. По мнению Дзейтовой, чиновники признают реальное положение дел и вынуждены идти навстречу беженцам.

Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, говоря о проблеме беженцев, выражал стремление поддержать и обеспечить их работой. Он говорил о создании правительственной комиссии с этой целью, однако, по оценкам самих людей, до сих пор ни эта, ни жилищная проблема не решены.

Отметим, что ранее вынужденные переселенцы из Чечни, проживающие в местах компактного проживания в городе Карабулак в Ингушетии, обратились за помощью к Уполномоченному по правам человека в республике с жалобой на нарушение своих прав со стороны местной администрации, требующей деньги за проживание на территории района.

СПРАВКА: Межрегиональная общественная организация "Веста" была основана в декабре 1999 года. Она начала деятельность с мониторинга ситуации с вынужденными переселенцами на территории Ингушетии. В 2000 году открылось представительство организации в Чечне, в 2004 году - в Дагестане с целью проведения мониторинга и оказания юридической помощи беженцам. На сегодняшний день "Веста" продолжает проводить мониторинг в этих регионах, а также в Северной Осетии и оказывает бесплатную юридическую помощь.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"