В Дагестане последователи турецкого богослова жалуются на давление силовиков
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Житель Махачкалы Ибрагим Муртазалиев, последователь турецкого богослова Саида Нурси, письменные труды которого запрещены в России судом в 2007 году, заявил, что его вызывали в УФСБ России по Дагестану для дачи показаний против другого последователя Саида Нурси - Зиявдина Дапаева. Сам Дапаев, в отношении которого возбуждено уголовное дело по статье "организация деятельности экстремистской организации" УК РФ, рассказал о давлении на его родственников.
"Следователи просят подписаться под документами с утверждением, что Зиявдин является руководителем некой экстремистской организации "Нурджулар", якобы состоящей из последователей Саида Нурси, но все это не соответствует действительности, потому что в природе вообще нет такой организации, а Зиявдин – мой друг и единомышленник", - сообщил 29 августа корреспонденту "Кавказского узла" Ибрагим Муртазалиев.
Он отметил, что подобное давление оказывается и на других последователей турецкого богослова. "В 2007 году Коптевский районный суд города Москвы нашел в книгах Саида Нурси признаки экстремизма. Далее Верховный суд России удовлетворил заявление Генерального прокурора России о признании организации "Нурджулар" экстремистской. На основании этих вердиктов по Дагестану прошли обыски и задержания последователей Саида Нурси, местные сыщики стали заложниками ошибок высокой фемиды, теперь они давят на нас, требуя признаться в преступлениях, которые мы не совершали", - посетовал Муртазалиев.
Сам Дапаев, против которого возбуждено уголовное дело по статье 282.2 (организация деятельности экстремистской организации) Уголовного кодекса России, отметил, что давление начали оказывать и на его родственников.
"Следователи недавно сказали мне, что начнут вызывать на допросы мою мать, брата и сестру для получения через них информации, что я являюсь руководителей мифической организации. Подобные методы ведения следствия не только противозаконны, они аморальны", - говорит Зиявдин Дапаев.
Он также утверждает, что стали известны некоторые подробности психо-лингвистической экспертизы письменных трудов Саида Нурси. "В них не нашли признаков экстремизма, теперь нас обвиняют просто в "формировании жертвенности во имя идеи" и "призывах к переустройству мира в метафорической форме". Но ведь такие обвинения можно предъявить кому угодно, начиная от коммунистов и кончая либералами", - недоумевает Дапаев.
По его словам, первые гонения на последователей турецкого богослова в Дагестане начались еще в 2005 году, когда в их квартиры неоднократно врывались вооруженные милиционеры и лица в гражданской форме. В грязной обуви, испачкав даже молитвенные коврики, описывает визит силовиков Дапаев, они провели обыск, изъяли все книги Саида Нурси, мусульманскую литературу, в том числе и Священный Коран, системные блоки компьютеров, ноутбуки, CD- и DVD-диски. В конце обыска хозяев квартир и их гостей пригласили в Советский РОВД, прокуратуру Ленинского района Махачкалы и республиканскую ФСБ, где им задавали вопросы следующего характера: "Когда начали молиться, зачем вам это надо, в какую мечеть ходите?" Сотрудники правоохранительных органов также сфотографировали задержанных и произвели их дактилоскопирование.
Изъятое на сумму несколько тысяч долларов не возвращено до сих пор, на просьбы вернуть следует ответ, что конфискат находится на экспертизе
15 января 2008 года в одном из частных магазинов в Махачкале, который принадлежал последователю Саида Нурси, силовики произвели обыск и изъяли товары. Хозяин магазина Мурад Гасанов рассказал тогда корреспонденту "Кавказского узла", что в магазин зашли вооруженные милиционеры и лица в гражданской форме, представившиеся работниками прокуратуры Ленинского района Махачкалы. После обыска они унесли с собой два системных блока компьютера, три тысячи книг Саида Нурси.
Дапаев добавил, что изъятое на сумму несколько тысяч долларов не возвращено до сих пор, на просьбы вернуть следует ответ, что конфискат находится на экспертизе.
11 декабря 2009 года в Махачкале, Избербаше и Дербенте милиционеры провели новые карательные акции, в результате чего только в столице Дагестана были задержаны 28 человек. "Мы сидели дома, пили чай, беседовали. Прозвенел звонок, когда я открыл дверь, в комнату ворвались вооруженные сотрудники СОБРа в масках. Они вывели всех моих
гостей в холодный подъезд босиком, нанося удары по телу прикладом автомата", - вспоминает Дапаев.
Руководил процессом старший следователь по ОВД следственного отдела УФСБ России по Дагестану Абдулла Абдуллаев, который предъявил ордер на обыск, после чего были конфискованы все книги Саида Нурси на нерусских языках. Со слов Дапаева, задержанных повезли в ФСБ Дагестана, где требовали признания в принадлежности к организации "Нурджулар" (деятельность организации в России запрещена судом - прим. "Кавказского узла"). В случае отказа обещали посадить в ИВС, применить насилие, а студентов исключить из вузов, где они учатся.
17 декабря 2009 года Дапаева и его единомышленника Руслана Булатова вызвали в УФСБ России по Дагестану, где поставили в известность о возбуждении против них уголовного дела по статье 282.2.
В МВД и ФСБ Дагестана корреспонденту "Кавказского узла" разъяснили, что имелась информация о деятельности на территории Дагестана организации "Нурджулар" (деятельность организации в России запрещена судом - прим. "Кавказского узла"), поэтому 16 ноября 2009 года было заведено уголовное дело, в рамках которого и проводились обыски и допросы.
Возня вокруг трудов Саида Нурси – чистая политика. Все эксперты утверждают, что сочинения турка не являются экстремистскими, а такой организации, как "Нурджулар" вообще нет в природе
Несколько дней назад адвокат Муртузали Баракаев, защищающий интересы последователей турецкого богослова, сообщил, что Руслан Булатов полностью оправдан. "Меня и моего подзащитного вызвали в УФСБ России по Дагестану, где следователь Абдулла Абдуллаев под роспись ознакомил с оправдательными документами на Булатова. Уголовное дело относительно Дапаева все еще остается открытым", - поделился подробностями адвокат. Он также сказал, что не сомневается в положительном исходе и для Дапаева при исключении давления на следственные органы.
"Возня вокруг трудов Саида Нурси – чистая политика. Все эксперты утверждают, что сочинения турка не являются экстремистскими, а такой организации, как "Нурджулар" (деятельность организации в России запрещена судом - прим. "Кавказского узла") вообще нет в природе. Поэтому уголовное дело против Дапаева будет прекращено", - выразил уверенность Муртузали Баракаев.
Дапаев ранее заявил, что он ни в чем не виноват. "Мы не принадлежим к "Нурджулар" (деятельность организации в России запрещена судом - прим. "Кавказского узла"). Книги нашего учителя Саида Нурси призывают к миру, терпимости, отстраненности от политики. Нас обвиняют в пантюркизме и предательстве родины. И все это только за чтение книг Нурси на турецком и арабском языках. Но ведь от нас никогда не было никакого вреда государству. Покажите хоть одно преступление, которые мы совершили. Их не было и не будет. Мы – простые законопослушные мусульмане, следующие за Священным Кораном, хадисами и Саидом Нурси", - подчеркнул Дапаев.
Книги Саида Нурси запрещены, потому что они содержат "утверждение наличия негативных эмоций и чувств по отношению к категории ”мы”, "формирование жертвенности во имя идеи", "призывы к переустройству мира в метафорической форме"
Сотрудник комитета по делам религии при правительстве Дагестана на условиях анонимности пояснил, что книги Саида Нурси запрещены, потому что они содержат "утверждение наличия негативных эмоций и чувств по отношению к категории ”мы”, "формирование жертвенности во имя идеи", "призывы к переустройству мира в метафорической форме".
Руководитель пресс-службы ДУМД Магомедрасул Омаров заявил, что он не знаком с книгами Нурси, поэтому не может дать комментарий.
Сами дагестанские последователи турка сегодня предъявляют справку председателя экспертного совета ДУМД Ахмеда Магомедова, в которой отмечено, что книги Нурси "не содержат канонических ошибок и противоречий с традиционным исламом".
Главный редактор федерального информационного Интернет-ресурса "Ислам.ру" Абдула Мухаметов ранее также выделил момент, что книги Саида Нурси, по мнению крупных исламских ученых, соответствуют исламским канонам. "Более того, представители Ватикана, Уполномоченный по правам человека в России, однозначно подметили, что учение Саида Нурси исключительно позитивно и толерантно, в нем нет признаков экстремизма. Нелепо, что силовики преследуют последователей Нурси при наличии в России других, более насущных, проблем", - отметил Мухаметов.
Он предположил, что подобное поведение в определенной мере объясняется боязнью всего турецкого. "Может быть, сказывается историческая память, может быть, действуют другие факторы, но нельзя в век глобализма закрываться от всего мира. Глупо через судебное решение запрещать книги, когда их без проблем можно скачать с того же Интернета. Мне кажется, что запрет принят с целью преследования определенных лиц", - резюмировал главный редактор.
Он также обратил внимание, что никто не имеет права предъявлять претензии из-за обнаружения того, что у последователей Саида Нурси хранятся его книги, не переведенные на русский язык. "Суд нашел признаки экстремизма только в переводах на русский язык, поэтому труды Саида Нурси на иных языках может держать дома любой человек".
Эксперт Московской Хельсинкской группы Рихард Пантелейчук считает, что ничего крамольного в книгах Саида Нурси нет. "Удивлен, что тема нурсистов снова актуализировалась. Я уважаю решение Коптевского суда, но, как частное лицо, скажу, что никаких экстремистских, прочих антизаконных призывов в трудах турецкого богослова не нашел. Если нурсистов действительно начали преследовать, то свое слово должна сказать общественность, можно попытаться решить проблему судебным путем", - заключил эксперт.