Штаб НПО "Кура": наводнение в Азербайджане стало результатом плохого управления, а не природного катаклизма
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Азербайджане штаб гражданского общества (коалиция ряда НПО и СМИ) "Кура" сегодня обнародовал первичный отчет о состоянии дел в зоне произошедшего в центральных низменных районах страны в мае-июне этого года наводнения. Масштабное наводнение стало не результатом природного катаклизма, как утверждает правительство, а плохого управления - таков основной вывод исследования.
Из-за разлива рек Куры и Араз произошло масштабное наводнение в юго-западных районах Азербайджана: Сабирабадском, Саатлинском, Имишлинском, Сальянском, Кюрдамирском, Гаджигабульском, Зардобском, Нефтечалинском и городе Ширван. В эпицентре наводнения оказался Сабирабадский район, отмечается в отчете.
Ссылаясь на данные правительства, авторы констатируют, что наводнение охватило территорию 110 тыс. га, около 30 тыс. домов с населением более 100 тыс. человек.
При этом в отчете указывается, что штаб гражданского общества "Кура" был создан, чтобы определить причины наводнения, оценить масштабы экологического, экономического, гуманитарного ущерба и подготовить рекомендации обществу и правительству.
Наводнение стало последствием плохого управления, а не природного катаклизма, как считает правительство
"Первые же оценки ситуации показали, что наводнение стало последствием не природного катаклизма, как считает правительство, а плохого управления", - сказал глава мониторинговой группы штаба "Кура" Октай Гюльалыев.
По его словам, основной причиной наводнения стало заиливание дельты реки Куры, повлекшее резкий рост уровня воды в этой реке и ее главном притоке Аразе в результате весеннего половодья и обильных осадков. Кроме того, неправильное регулирование воды в Мингечаурском водохранилище также поспособствовало повышению водности Куры.
"Несвоевременный выпуск воды из водохранилища в конце лета - осенью прошлого года в целях получения дешевой электроэнергии на местной ГЭС привел к тому, что в период весеннего половодья возникла угроза розлива водохранилища, что имело бы катастрофические разрушительные последствия для всего центрального Азербайджана. Поэтому во избежание переполнения водохранилища воду выпускали в Куру, и это привело к наводнению в низменных районах", - продолжил Гюльалыев.
Кроме того, наводнению способствовало плохое проведение в последние годы ирригационных работ. По данным штаба "Кура", на эти цели за последние пять лет был выделен один млрд манатов (1,2 млрд долларов), в том числе, внешний кредит. Эксперты приходят к выводу, что большая часть средств использована не по назначению.
Как отмечается в отчете, после отхода воды из затопленных территорий первоочередной задачей штаба стала оценка ущерба нанесенного крестьянским хозяйствам и подготовка рекомендаций правительству по скорейшему восстановлению нормальной жизнедеятельности в зоне наводнения.
С этой целью с начала августа нынешнего года в регионе работают выездные группы штаба, которым помогают местные общины. Проведена оценка около двух тысяч крестьянских хозяйств 20 сел Сабирабадского, Саатлинского и Имишлинского районов.
С самого начала члены группы неоднократно сталкивались с противодействием полиции, которая требовала прекратить мониторинг, якобы создающий напряженность среди населения
"К сожалению, с самого начала члены группы неоднократно сталкивались с противодействием полиции, которая требовала прекратить мониторинг, якобы создающий напряженность среди населения", - рассказал Гюльалыев.
25 августа членов группы задержали во время мониторинга в селах Азадкенд и Ханкечян Сабирабадского района. Они были доставлены в отделение полиции села Гарагюней. "Начальник отделения полиции села Гарагюней, переговорив по телефону с главой района, заявил нам, что мониторинг принижает имидж районных властей, поэтому продолжение мониторинга запрещается", - сказал Гюльалыев.
В связи с этим член штаба гражданского общества "Кура", директор информагентства Turan Мехман Алиев направил 26 августа письмо министру внутренних дел Рамилю Усубову, в котором содержится просьба дать указание местным полицейским управлениям не мешать деятельности группы по оценке ситуации.
В пресс-службе МВД отказались комментировать сообщения о фактах давления на активистов гражданского общества в Сабирабадском районе, сославшись "на отсутствие информации".
Тем временем в отчете штаба "Кура" подчеркивается, что "гуманитарная ситуация в регионе остается напряженной, правительство скрывает от общественности собственное решение о мерах по ликвидации наводнения". До сих пор не известны критерии оказания помощи, их методология.
Гуманитарная помощь, по словам местных жителей, явно недостаточна. Выдача мизерных единовременных компенсаций - 200 манат (около 240 долларов) на человека - производится с нарушением финансовой отчетности, медленно идет восстановление жилого фонда, прекращены работы по очистке дна дельты Куры, не ведется восстановление посевных площадей и садов, отмечают авторы отчета.
Среди населения растет отчаяние в связи с приближением холодов. Местное население неоднократно проводило акции протеста, которые пресеклись полицией. Вместе с тем члены штаба "Кура" призывают население воздерживаться от подобных акций и решать свои социально-экономические проблемы в рамках законодательства.
В настоящее время работа по оценке ущерба находится в завершающей стадии, и ее результаты будут обнародованы в середине сентября, говорится в заключение отчета.
Пострадавшие от наводнения жители: дома строятся в первую очередь родственникам чиновникам
Пострадавшие от наводнения жители села Азадкенд Сабирабадского района Видади Гасанов и Умид Мамедов приехали в Баку и на пресс-конференции в Институте свободы и безопасности репортеров (ИСБР) рассказали о проблемах населения.
Гасанов заявил, что его семья, состоящая из десяти человек, в результате наводнения оказалась в тяжелом положении. "Во время наводнения в мае мой дом и все, что в нем было, осталось под водой. Водой смыт сад и посевная площадь. Зима приближается, а дом все еще не построен, компенсация не выдается", - посетовал Гасанов.
По его словам, дома строятся не для тех, кто остался без крова, а для тех, кто имеет жилье. "Более того, компенсации выписываются на имена умерших. Дома в первую очередь строятся для родственников руководства района, им же в первую очередь выдается компенсация. Однако это не делается в отношении людей, дома которых на самом деле были затоплены. В нашем селе живет инвалид войны Матлаб Алиев, ему не только не строят дом, но и не выдают компенсацию", - выразил недовольство Гасанов.
Мамедов также потерял свой дом и все имущество, но не получил еще положенной ему компенсации. "Я лишился дома, огорода и сада. Вода унесла три тонны оставленной мной про запас пшеницы. На сегодняшний день у меня нет никакого дохода. В месяц на каждого человека выделяют одну курицу, 2,5 кг муки, 0,5 литра растительного масла, 2 кг лука, 2 кг картофеля, 100 граммов сахара, немного риса и гречки. Этих продуктов хватает лишь на несколько дней", - отметил Мамедов.
Гасанов и Мамедов сообщили также, что направили обращение на имя вице-премьера Абида Шарифова, под которым подписалось 38 жителей села. Прошло уже два месяца, однако никакого ответа не последовало. "Завтра мы намерены обратиться в генпрокуратуру в связи с фактами коррупции в местных органах исполнительной власти", - добавил Мамедов.
Власти обещают обеспечить жильем пострадавших и рапортуют о выплаченных компенсациях
Заместитель начальника Агентства госконтроля безопасности в строительстве Министерства чрезвычайных ситуаций Эльхан Асадов в интервью местной прессе сообщил о том, что уже составлена документация в связи с перестройкой около 2000 разрушенных и аварийных домов, реконструкции свыше 1200 домов, ремонтом более 1000 жилых домов.
"Уже заложены фундаменты более 1400 новых домов, которые построят на территории восьми районов, частично проведены камнеукладочные работы. Строительство этих домов завершится через месяц, их сдадут в эксплуатацию после соответствующей проверки. В целом все жилые дома планируется сдать в эксплуатацию до конца октября", - цитирует Асадова агентства АПА.
Уже заложены фундаменты более 1400 новых домов, которые построят на территории восьми районов, частично проведены камнеукладочные работы. Строительство этих домов завершится через месяц
По словам Асадова, строится поселок из 104 жилых домов и инфраструктуры в селе Телишли Имишлинского района, другой поселок из 178 домов и инфраструктуры - на территории Саатлинского района. Кроме того, в городе Сальян появится новый микрорайон из 260 домов.
Асадов также отметил, что, кроме жилых домов, началось строительство и восстановление 51 социального объекта: "В 17 школах ведутся ремонтно-восстановительные работы. В селе Джарлы Кюрдямирского района школа полностью разрушена, поэтому там строится школа на 9 классов".
Чиновник коснулся также вопроса выдачи компенсаций пострадавшим: "На основании решения кабинета министров, для жителей наиболее пострадавших и нуждающихся в ремонте домов предполагается два вида компенсаций. Первый вид компенсаций будет выдаваться с учетом проведения ремонта силами самих жителей и, соответственно, имеющейся жилой площади дома. Гражданам этой же категории предусмотрен второй вид компенсации за материальные ценности, уничтоженные в результате наводнения, в соответствии с количеством членов семьи. Жителям, которым дома будет строить государство, получат только второй вид компенсаций".
Асадов отметил, что уже выплачена компенсация для ремонта жилья 3200 семьям в размере 3,133 млн манатов (около 3,76 млн долларов). За вещи домашнего обихода 966 семьям выплачены компенсации на 828 тысяч манатов (около 1 млн долларов).
Как сообщал "Кавказский узел", ранее глава МЧС Кямаледдин Гейдаров заявил, что до конца октября всех пострадавших обеспечат жильем. Для тех, чье жилье было разрушено, построят новые дома, а подлежащие восстановлению здания отремонтируют. Согласно изменениям, внесенным 18 июня парламентом Азербайджана в закон о госбюджете на 2010 год, на ликвидацию последствий наводнения на реках Кура и Араз выделено 300 млн манатов (около 360 млн долларов).