Лама
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Тибетское слово «лама» значит «учитель» (буквально: «высший») - квалифицированный учитель тибетского буддизма.
Синоним санскритского слова «гуру». Может употребляться в качестве уважительного обращения к именитым буддийским монахам. Также составная часть титула в иерархии тибетских лам: Далай-лама, Панчен-лама (Тулку).
Важной особенностью тибетского буддизма является то, что здесь есть дополнительное Прибежище – в трех основах:
1. Лама представляет собой живую связь с Просветлением, потому что он, будучи звеном в непрерывной линии передачи от исторического Будды Шакьямуни (по-тибетски Шакья Тхубпа), до наших дней, передает его непосредственный опыт и благословение для нашей практики.
2. Будда-аспекты (выражения Просветления), или йидамы – это освобождающие методы, даваемые Ламой, которые выражают качества Просветления и позволяют нам обретать обычные и исключительные совершенства (на санскрите сиддхи).
3. Лама удаляет также все внутренние и внешние препятствия с помощью Защитников, которые осуществляют непринужденную и свободную от усилий Будда-активность (непринужденные и свободные от усилий действия Будды) и превращают все события и переживания в шаги на пути к Просветлению.
Тибетский (центральноазиатский) буддизм западные исследователи и путешественники иногда называют «ламаизмом». Однако в Центральной Азии не существует какого-то особого «ламского» буддизма. В Тибете всегда было много вполне самостоятельных школ, направлений буддизма, не связанных между собой какой-то единой духовной иерархией. По этой причине не следует называть различные школы буддизма в Тибете «ламаизмом», так как в этом случае мы пойдем по пути упрощения сложных явлений культуры вплоть до абсурда.
Европейское понимание термина «ламаизм», которым обозначается тибетская форма махаяны (санскрит: большая колесница), наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма, т. н. северный буддизм), сложилось на заре изучения религий Юго-Восточной и Центральной Азии. В настоящее время следует пользоваться такими названиями, терминами при классификации школ, направлений буддизма.
Источники:
Б. И. Кузнецов. Тибетика. 2003; Манфред Зегерс. Термины Буддизма. Основано на «Сокровищнице знания» Джамгён Конгтрула Римпоче. С-Петерб. 2000 г.