Медведев поручил обратить внимание на проблемы безработицы в Ингушетии и земледелия в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Президент РФ Дмитрий Медведев в своей сочинской резиденции "Бочаров ручей" провел сегодня встречу с президентами Чечни и Ингушетии Рамзаном Кадыровым и Юнус-Беком Евкуровым. На встрече обсуждалось развитие Северо-Кавказского региона, были затронуты темы инвестиций, проблемы безработицы и безопасности, строительства социальных объектов в республиках и другие вопросы.

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров рассказал президенту РФ о ситуации с безопасностью и безработицей в республике. В сфере обеспечения безопасности, заверил Евкуров, достигнуто значительное улучшение, сказано в стенограмме встречи, размещенной на сайте президента РФ Дмитрия Медведева.

"Конечно, мы ожидаем вылазок бандподполья, но в этом направлении мы успехов достигли, и это большая заслуга правоохранительных органов, органов власти и населения, которое с пониманием к этому относится. Профилактика проводится, и это дорогого стоит. Мы только за прошлый и этот год вывели из бандподполья тех, кто хотел туда войти или вошёл, порядка 36 молодых людей, и не только молодых. По шестерым уже состоялись суды", - сказал Евкуров.

По словам президента Ингушетии, в целом, ситуация в республике стабилизировалась. В то же время он признал, что проблема безработицы в республике остается острой.

"Мы, к сожалению, за 2009 год не снизили безработицу. Наоборот, она увеличилась где-то на два процента", - посетовал Евкуров.

Глава Ингушетии уточнил, что в связи с кризисом в нефтегазовой промышленности было сокращено более 700 человек. "Были вынуждены принять такое решение, потому что предприятие обанкротилось. Но при этом два процента – это небольшой всплеск. Та программа, которая работает на 2010 год, я думаю, выровняет ситуацию", - отметил Евкуров.

Президент Ингушетии сообщил, что в то же время в республике создан ряд рабочих мест. "Мы создали в области один батальон по линии Министерства обороны из наших ребят. Создали рабочие места в трёх организациях, в том числе Конституционный суд и Дом ветеранов. Это более 70 рабочих мест. Таких рабочих мест у нас на сегодняшний день получается более трёхсот. Плюс сейчас, с учётом того, что в республике работает «Роснефть», создаём полк охраны нефтекомплекса, это порядка 80 человек. Довольно существенно, особенно для молодёжи", - доложил он.

Президент РФ Дмитрий Медведев призвал активнее бороться с нехваткой рабочих мест, указав на важность проблемы безработицы в деле стабилизации обстановки на Северном Кавказе.

На встрече с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым обсуждалась тема разминирования территории республики, а также проблемы земледелия. Президент РФ пообещал поторопить чиновников Минобороны с решением проблемы разминирования, а также призвал активнее развивать земледелие в республике.

"Все, что осталось такого сложного от предыдущего периода, необходимо закрыть. Я еще раз скажу министерству обороны, другим ведомствам. Тем более что мы активно занимаемся разминированием в других местах, ну, уж свои территории, свои субъекты федерации мы обязаны привести в порядок. Это очевидно абсолютно", - заявил Дмитрий Медведев.

По словам Кадырова, до сих пор не удалось разминировать столицу Чечни. "В Грозном мы сейчас проводили реконструкцию частного сектора, там неделю назад тоже нашли взрывчатку, авиационные снаряды, взяли в руки, погибли два человека. Столько мин, снарядов нашли, мы сами, люди, граждане. А задействованы были более полумиллиона местных жителей. И до сих пор мы не можем разминировать именно город Грозный. Я не говорю даже о других направлениях. Это очень серьёзный вопрос", - подчеркнул президент Чечни.

Серьезным, на взгляд Кадырова, остается вопрос и по линии сельского хозяйства. Он отметил, что в республике не хватает средств для мелиорации. "У нас 144 гектара было мелиорировано, а сейчас на субботнике мы очистили 18 тысяч гектаров. А дальше у нас собственных сил не хватает", - пояснил он.

В свою очередь Дмитрий Медведев отметил, что работы по мелиорации следует проводить поэтапно, говорится в стенограмме.

Эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов полагает, что существующие региональные проблемы необходимо решать систематически в связке, а не по отдельности. По его мнению, "необходимо гарантировать безопасность, которая является одной из групп больших издержек, и тут речь в первую очередь идет о Дагестане, Кабардино-Балкарии, в меньшей степени уже о Чечне, Ставропольском крае и Краснодарском крае".

"Для обеспечения безопасности необходимо решить проблему клановости и коррупционности на Северном Кавказе, особенно в национальных республиках. Это крайне важно, тем более что там есть большой потенциал для этнических конфликтов. Как показывает практика, надо разделять тейповость - как этничность и как экономический фактор. Этничность необходима для национального самоопределения, но в экономической сфере это не должно проявляться", - считает эксперт.

"И вот что интересно: в серьезных проектах после стабилизации и закрепления одного тейпа, сам клан начинает либо уходить из экономической сферы, либо создает такие правила игры, при которых тейповость не сказывается на наличии тех или иных активов, - продолжает Абзалов. - И, как правило, инициаторами выхода из этой системы являются крупные семейные группы. Как раз в случае с Чечней, вполне возможно здесь развитие пойдет сверху".

Эксперт убежден, что необходимо встраивать Северный Кавказ в экономическую модель развития Российской Федерации, специализировать республики и понять, какое направление тут будет основным.

"Пока ни один инвестор не готов вкладываться в предлагаемые проекты, а тот, кто привлекает инвестиции, не готов дать государственные гарантии. А когда будет решена основная проблема - безопасность, то вопросы коррупции и экономики уже можно выстроить в более цивилизованном русле. Конечно, традиционно на Северном Кавказе проседала именно экономика, а вопросы безопасности решали жестко и не всегда эффективно, поэтому Хлопонин сейчас и не должен выступать в качестве единого источника силы", - цитирует эксперта Newsinfo.ru.

Отметим, что накануне сегодняшней встречи руководители республик Северного Кавказа предложили сменить название их должностей. Кампанию по отказу от наименования должности "президент" инициировал президент Чечни Рамзан Кадыров, объяснив, что, по его мнению, в России лишь один государственный деятель - глава государства - имеет право называться президентом. Новая должность главы Чеченской Республики, возможно, будет называться "имам".

Вслед за Кадыровым идею поддержали президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов, президент Кабардино-Балкарской Республики Арсен Каноков. Однако не все республики, входящие в состав РФ, готовы отказаться от должности "президента". В частности идею переименования президентов российских субъектов федерации, которую предложил чеченский лидер, не поддерживает Татарстан, отмечает Newsru.com.

По мнению профессора из Кабардино-Балкарии Хажисмеля Тхагапсоева, "смысл переименования "президентов" заключается в перестройке принципов федерализма".

Идею Рамзана Кадырова о том, чтобы главы субъектов Северного Кавказа назывались не президентами, профессор высказал еще в 90-х годах. Его статья в газете "Известия" от 26 декабря 1998 года так и называлась "В России должен быть один президент".

"В 90-х годах идея "президент должен быть один и на всю Россию" диктовалась суровой необходимостью. Страна, лишившись в ходе политических реформ единого центра государственной власти, прямиком шла к хаосу и развалу. Во многих республиках было введено собственное гражданство в противовес общероссийскому; отдельные из них, в частности, Татарстан отказывались платить налоги в федеральную казну. Тува даже присвоила себе право объявлять войну по своему усмотрению, а Калмыкия периодически угрожала выходом из состава России. Не будем говорить о том, что творилось в Чечне - это всем известно", - рассказал Тхагапсоев корреспонденту "Кавказского узла" в Кабардино-Балкарии Луизе Оразаевой.

На взгляд эксперта, сегодня ситуация другая: от былой суверенности национальных республик почти ничего не осталось. "Отстроена и действует жесткая вертикаль власти, при которой, как говорят в народе, "каждый московский генерал держит своего полковника в регионе, - отмечает он. - Президенты республик теперь не избираются, а назначаются с подачи партии "Единая Россия" и президента РФ. Власть централизована до предела и реальный президент в стране один - президент России".

"В такой обстановке рекламируемая Кремлем устами Рамзана Кадырова идея о единственном президенте в России воспринимается не иначе, как тонкая политическая игра, смысл которой, боюсь, Кремлем и Кадыровым понимаются по-разному, во всяком случае - на данном этапе", - резюмирует Тхагапсоев.

"Рамзан Кадыров, большой друг В. Путина, возможно, искренне не хочет именоваться президентом рядом со своим другом-премьером. Это вполне по-кавказски. И даже галантно", - подчеркивает он.

Национальный вопрос в России пока остается самым запутанным и запущенным

"Но у кремлевских проектировщиков политики, судя по всему, замысел совсем иной - запустить процесс перестройки российского федерализма с этнических принципов на территориальные (земельные)", - полагает профессор.

В такой игре, разъясняет Тхагапсоев, конечно, важно, чтобы "инициатива исходила именно от самих руководителей субъектов". "Коли Кадыров уже готов строить единую российскую национальную идентичность и территориальный федерализм, грех отставать от такой инициативы республикам со смешанным населением Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи", - добавляет он.

"Вопрос лишь в том, насколько последовательным окажется такой политический курс. Не кончится ли все на уровне инициатив, политического флирта и "переименования кресел"? Между тем, национальный вопрос в России пока остается самым запутанным и запущенным", - заключает Тхагапсоев.

На сегодняшний день в составе Российской Федерации 14 субъектов, чьи главы именуются президентами, включая Туву, где совсем недавно решили ввести президентский пост. В 2005 году от должности президентов республик отказались Таймураз Мамсуров и Кирсан Илюмжинов, ставшие соответственно главами Северной Осетии и Калмыкии. До того в России уже появились "главы" в республике Коми (с 1994 года) и в Мордовии (с 1993 года).

Автор: