Власти России сочли претензии ЕСПЧ по поводу гибели жительницы Нальчика необоснованными
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Европейский суд по правам человека направил меморандум по жалобе "Фанзиева против Российской Федерации". В документе ЕСПЧ потребовал прояснить, не имела ли смерть женщины в отделении милиции насильственный характер. Российская сторона считает, что претензии Евросуда не имеют оснований.
Напомним, что жительница Нальчика Мария Фанзиева обратилась в Европейский суд по факту смерти своей дочери Мадины Энеевой, которую 26 мая 2007 года задержали на одном из рынков Нальчика по подозрению в краже юбки и доставили в отделение милиции. Там она, по словам сотрудников милиции, выпрыгнула из окна третьего этажа и погибла. Фанзиева с выводом следствия не согласилась, будучи уверена, что у ее дочери не было причин кончать жизнь самоубийством.
Европейский суд поставил перед правительством РФ следующие вопросы: имело ли место жестокое обращение с дочерью Марии Фанзиевой; была ли она подвергнута пыткам, бесчеловечному и унижающему человеческое достоинство обращению в нарушение статьи 3 Конвенции до и во время ее нахождения в отделении милиции; было ли нарушено право дочери заявительницы на жизнь, гарантированное статьей 2 Конвенции; были ли предприняты меры по предотвращению самоубийства; имела ли заявительница в своем распоряжении эффективные внутригосударственные средства правовой защиты, как того требует Конвенция?
Российская сторона называет погибшую наркоманкой, а ее мать психически больной
В ответах российской стороны на вопросы Европейского суда описываются обстоятельства дела, при которых происходило задержание Мадины Энеевой. В частности, говорится о том, что при попытке совершить кражу юбки ее задержала продавец Жилова, в ходе инцидента между женщинами произошла драка. Синяки и ссадины на теле погибшей могли быть получены ею именно в результате этой драки, а не в отделении милиции.
Отмечено, что следственная проверка МВД по Кабардино-Балкарской Республике установила, что девушка "самостоятельно выпрыгнула из окна, пытаясь совершить побег из 3 ОВД по г. Нальчику". Далее делается вывод о том, что "утверждения заявительницы об убийстве ее дочери сотрудниками милиции основаны исключительно на ее предположениях…".
Из ответов также следует, что погибшая Мадина Энеева была наркоманкой, а ее мать, Мария Фанзиева, состоит на учете в РПНД с диагнозом "шизофрения параноидального типа". "Дочь заявительницы принимала наркотические средства, состояла на учете в ГУЗ НД МЗ КБР с диагнозом "опийная наркомания", была задержана за совершение кражи и пыталась совершить побег, опасаясь привлечения к уголовной ответственности. Таким образом, смерть Энеевой М.З. наступила в результате ее собственных активных, умышленных действий", - сказано в документе.
В ответе российских властей утверждается, что заявительница имела в своем распоряжении достаточно "эффективных внутригосударственных средств правовой защиты". Так, она ее признали потерпевшей, ей разъяснили процессуальные права, она обращалась с жалобами в прокуратуру, суды, где ее жалобы оставлялись без удовлетворения.
Из ответа также следует, что жалоба матери погибшей является необоснованной и в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конвенции ее следует отклонить.
Адвокат потерпевшей считает доводы российской стороны недостаточными
Адвокат Ильяс Тимишев, представляющий интересы Фанзиевой, написал возражения на ответы правительства России. По мнению адвоката, государство не представило убедительных доказательств, что дочь заявителя совершила самоубийство, выпрыгнув из окна третьего этажа здания.
"У государства имеются достаточно широкие возможности представить Европейскому суду копии десяти заключений судебно-медицинских экспертиз погибших после прыжка с третьего этажа (при отсутствии спора об умышленном убийстве) и убедить суд, что хотя бы один выпрыгнувший получил аналогичные тяжелые телесные повреждения, которые получила дочь заявителя", - говорится в возражениях адвоката.
По мнению адвоката, следственные органы признали избиение погибшей неизвестным работником милиции. "Работник милиции, выехавший на служебной автомашине на место происшествия, не может вдруг превратиться в неизвестного. Это свидетельствует о попытке скрыть вину работника милиции в смерти человека".
В возмещение морального вреда Фанзиева просит Евросуд присудить ей 100 000 евро. В эту сумму входят средства, которые могла заработать ее дочь, если бы осталась жива. Напомним, что у погибшей осталось трое детей.
Отметим, что ранее Европейский суд по правам человека рассмотрел ряд жалоб адвоката Ильяса Тимишева, уроженца Чеченской Республики, в настоящее время проживающего в Кабардино-Балкарии и удовлетворил их. В качестве компенсации морального ущерба Тимишеву присуждено 1800 евро, в качестве оплаты за судебные расходы и издержки 800 евро.
Также на рассмотрении в Европейском суде уже более пяти лет находится жалоба нескольких родителей боевиков, погибших во время нападения на Нальчик 13 октября 2005 года, по факту невыдачи их тел для захоронения.