Ерофеев: главный противник "Запретного искусства" - "неонацизм"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Главные противники современного искусства в России - "растущее и набирающее все большую силу неонацистское движение, участники которого добровольно взяли на себя роль культурных цензоров", считают организаторы выставки "Запретное искусство", обвиняемые в возбуждении ненависти и вражды.

Как сообщал "Кавказский узел", 12 июля будет объявлен приговор по делу о "Запретном искусстве - 2006" в Таганском суде Москвы.

Процесс по делу организаторов выставки "Запретное искусство" - иллюстрация того, что происходит сегодня в стране и обществе, считают Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров. Причины своего нахождения под следствием организаторы выставки видят по-разному.

8 июля Ерофеев показал на пресс-конференции видеоролик против современного искусства, сделанный по заказу националистической организации "Народный собор", которая, по словам Ерофеева, является движителем уголовного дела против него и Самодурова. "Мы имеем классическую ситуацию: фашистская партия нападает на современную культуру. Путем разрушения она пытается привлечь внимание", - сказал он.

Как заявил Андрей Ерофеев, дело о "Запретном искусстве" является "политически сфабрикованным, не имеющим ничего общего с демократическим правосудием". Он считает, что "исполнители - это растущее и крепнущее в России "неонацистское" движение и, в частности, направивший заявление в прокуратуру "Народный собор".

Самодуров же полагает, что дело о "Запретном искусстве" - показатель того, как власть в последние годы принуждает народ к православию как к суррогату национального определения, пишет "GZT.RU".

По мнению Юрия Самодурова, "суть конфликта намеренно сглаживается и скрывается", а "судья находится под очень большим государственным и церковным давлением". По его словам, в последние годы "идет принуждение к православию". "Главная политическая функция РПЦ- легитимизация существования власти. Церковь ставит вешки где угодно, на самых разных уровнях",- считает Самодуров.

Художник Дмитрий Врубель, выступающий в процессе по "Запретному искусству" свидетелем со стороны защиты, считает, что важен не только приговор, но и сам факт заведения такого дела. "Уже сам факт этого процесса показывает, что мы одной ногой в СССР, а другой - в Иране",- сказал он. Назвав процесс "моментом истины", художник сказал: "Как только плотина будет прорвана - всем мало не покажется. Мы в такой стране уже жили".

В ряде зарубежных СМИ процесс по делу организаторов выставки также связывают с "национализмом и господством церкви".

"Россия становится похожа на нацистскую Германию, современный Иран и СССР. Крепнет национализм, господство Русской православной церкви и страх перед современным искусством", - пишется в статье The New York Times, перевод которой публикует "Инопресса".

"Это дело сильно расслоило московскую интеллигенцию и стало "громоотводом", притягивающим эмоции по отношению к РПЦ", - говорится в статье The New York Times.

Французская газета Le Monde опубликовала статью под заголовком "Искусство в России: из музея - в суд", рассказывающую о судебном процессе над организаторами выставки "Запретное искусство".

"Речь идет об идеологическом процессе с очень сильной символикой, - приводит RFI слова бывшего сотрудника Третьяковской галереи Андрея Ерофеева. - Это не процесс против Ерофеева или выставки "Запретное искусство", это процесс ультраправых против современного искусства".

Выставка "Запретное искусство-2006" проводилась в марте 2007 года в Москве. На ней демонстрировались работы, которые в других местах были запрещены к показу. Целью мероприятия его организаторы назвали изучение проблем цензуры и самоцензуры в современном искусстве.

Судебный процесс был инициирован организацией "Народный собор". В организации причиной назвали использование художниками в произведениях изображений религиозных атрибутов мусульманства и христианства. По утверждению обвинения, которое требует для подсудимых трех лет колонии, недовольство выставкой также выразил Координационный центр мусульман Северного Кавказа.

Правозащитники неоднократно выступали в защиту организаторов выставки. Уголовное дело, заведенное в отношении Самодурова и Ерофеева, упоминалось в докладе "Гражданское общество в антигражданских обстоятельствах. Безосновательные ограничения независимой общественной активности" Human Rights Watch, опубликованном в январе 2010 года.

Правозащитная организация Amnesty International призывает снять все обвинения с организаторов выставки "Запретное искусство-2006".

Автор: