Совместное заявление азербайджанских и международных правозащитных НПО по ситуации с правами человека в Азербайджане

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Мы призываем Парламентскую Ассамблею Совета Европы (ПАСЕ):

Предпосылки

Как член Совета Европы, Азербайджан взял на себя обязательства соблюдать основные свободы, права человека и принципы демократии. Вопреки этим обязательствам, нарушения прав человека остаются многочисленными, повсеместными и систематическими. Мы приветствуем основательный доклад Комитета по соблюдению обязательств и обязанностей государств-членов Совета Европы, документ №12270 от 31 мая 2010 г. Мы призываем депутатов Парламентской Ассамблеи Совета Европы принять проект резолюции.

Президенту Ильхаму Алиеву удалось обеспечить определенный уровень стабильности в стране, но, в основном, за счет жестокого подавления политической оппозиции, удушения независимых и оппозиционных СМИ и ограничения основных свобод. Хотя в стране и существует видимость стабильности, вероятность политического кризиса увеличивается из года в год по мере сползания страны к режиму авторитарного правления.

Как правозащитные организации, посвятившие себя делу улучшения ужасающей ситуации с правами человека в Азербайджане, мы хотели бы заострить Ваше внимание на следующих основных проблемах, существующих в Азербайджане:

Недостаточность демократии и отсутствие разделения властей. Выборы в Азербайджане постоянно не соответствуют международным стандартам свободных и честных выборов. Правящая партия мобилизует все административные ресурсы, в том числе полицию и местных чиновников, чтобы вмешиваться в избирательный процесс и обеспечить ее победу. В марте 2009 г. в стране был проведен референдум, который снял ограничения на президентские сроки и дал возможность президенту Ильхаму Алиеву оставаться на этом посту пожизненно. Венецианская комиссия заявила, что отмена ограничения президентских сроков – это "серьезное отступление на пути Азербайджана к прочной демократии". Правящая партия до сих пор контролирует избирательную администрацию на всех уровнях. Оппозиционные партии и их члены запуганы и маргинализованы. Существует недостаточное разделение законодательной и исполнительной властей, а Парламентом находится под контролем администрации Президента. Такой недостаток баланса в значительной степени повторяется и на местном уровне.

Предстоящие парламентские выборы. Очередные парламентские выборы намечены на 7 ноября сего года. Мы, нижеподписавшиеся НПО, чрезвычайно обеспокоены тем, что предстоящие выборы также не будут соответствовать международным стандартам свободных и честных выборов. До сих пор азербайджанские органы власти упорно отказываются признать, что для проведения выборов необходимо создать равные условия для всех политических сил. Чтобы доказать свою истинную приверженность демократии и правам человека в Азербайджане, правительство должно выполнить рекомендации документа №12270, п.п. 12.1 – 12.7, что создать необходимые условия для полного соответствия европейским стандартам.

Судебная система, не обеспечивающая правосудие. Многочисленные судебные процессы показали, что суды используются органами власти как инструменты подавления СМИ, политической оппозиции и гражданского общества. Независимость судов далее подрывается нехваткой профессионализма, чрезмерными бюрократическими требованиями и коррупцией в судебной системе, которая не работает независимо от исполнительной ветви власти. Многие заключенные в Азербайджане признаны политическими заключенными. "Международная амнистия" объявила редактора Эйнуллу Фатуллаева и блоггеров Аднана Гаджизаде и Эмина Милли "узниками совести".

Отсутствие свободы СМИ и преследование журналистов и редакторов. Как подчеркивается в проекте резолюции и докладе спецдокладчиков, действия органов власти по ограничению свободы СМИ и свободы слова вызывают тревогу. В январе 2009 г. радиостанции "Би-Би-Си", Радио "Свобода" и "Голос Америки" были лишены лицензий на вещание на национальных радиочастотах. Эти радиостанции оставались единственными источниками множественности политических взглядов, несогласных голосов и альтернативной информации для азербайджанской общественности. Общественный телеканал, запущенный правительством в августе 2005 г. во исполнение обязательств перед Советом Европы, находится под контролем правительства и закрыт для любых взглядов, противоречащих или критикующих его политику. Результаты мониторинга телеканалов показали, что примерно 90 процентов времени вещания уделено положительной пропаганде в пользу правительства1. Недавние поправки к конституции ограничили права СМИ на фотографирование, съемку и аудиозапись физических лиц без их на то согласия.

Журналисты, выражающие критические мнения, часто становятся мишенью преследования со стороны властей. Политически мотивированные обвинения в диффамации, хранении наркотиков, возбуждении ненависти и хулиганстве используются для тюремного заключения критиков правительства. Ряд журналистов и редакторов были произвольно осуждены по подложным обвинениям судами, которые общепризнанны как несправедливые. Редактор Эйнулла Фатуллаев был приговорен к восьми с половиной годам тюремного заключения по сфабрикованному обвинению в поддержке терроризма, возбуждении ненависти, уклонении от уплаты налогов и диффамации. Фатуллаев остается в тюрьме, несмотря на решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принятое в апреле сего года и постановившее, что он был осужден незаконно за осуществление своего права на свободу самовыражения, что его право на справедливое судебное разбирательство было нарушено и что он должен быть немедленно освобожден с выплатой соответствующей компенсации. Азербайджанские органы власти поставили под сомнение полномочия ЕСПЧ и не подчинились его решению. Фатуллаев сейчас снова предстал перед судом по обвинению в хранении наркотиков в тюрьме – обвинение, которое организация "Артикль 19" считает основанной на сфабрикованном обвинении и предназначенным для того, чтобы оставить Эйнуллу Фатуллаева в тюрьме. Мы, нижеподписавшиеся НПО, поддерживаем призыв, содержащийся в проекте резолюции и повторенный Генеральным секретарем Совета Европы Турбьёрном Ягландом, вывести обвинения в диффамации из уголовного права и немедленно освободить Фатуллаева, как предписано решением ЕСПЧ.

В ноябре 2009 года широко освещавшееся дело блоггеров Аднана Гаджизаде и Эмина Абдуллаева (Милли) вылилось в приговор к двум и двум с половиной годам тюремного заключения, соответственно, по обвинению в хулиганстве. Блоггеры были избиты, а потом еще задержаны полицией, куда обратились как пострадавшие. Их обвинения общепризнанны как политически мотивированные. Специальные докладчики ПАСЕ по Азербайджану назвали этот приговор "существенным отступлением от свободы самовыражения в Азербайджане и серьезным шагом назад на пути этой страны к демократизации"2.

Ожесточенные атаки на работников СМИ – частое явление, а убийство редактора и издателя Эльмара Гусейнова в 2005 году все еще не раскрыто. С тех пор многочисленные независимые и оппозиционные журналисты подвергались похищениям, избиениям, нападениям и другим видам физического воздействия. Ни одно из этих нападений не было должным образом расследовано, что порождает обстановку безнаказанности среди тех, кто применяет насилие к критикам правительства.

Ограничения свободы собраний и объединений. Мирные демонстрации оппозиции, которые проходили после президентских 2003 года и парламентских 2005 года выборов были сурово разогнаны полицией. В июне 2008 года Президент Ильхам Алиев заявил, выступая перед Академией полиции, что ни один офицер полиции, участвовавший в подавлении волнений в октябре 2003 года и ноябре 2005 года, не будет наказан.

С 2005 года независимые собрания общественности фактически запрещены. Недавние попытки провести в апреле, мае и июне 2010 года мирные пикеты были разогнаны с применением насилия полицейскими и неустановленными лицами в штатском. Перед 30 апреля, когда несколько молодежных активистов были задержаны в Баку, полиция провела обыски в Доме прав человека и в Центре по правам СМИ. Десятки активистов оппозиционных партий и несколько журналистов были окружены и блокированы полицейскими в период с 12 по 19 июня при проведении мирных несанкционированных митингов с требованием к властям уважать свободу собраний и улучшить предвыборную обстановку.

За последние два года многие организации гражданского общества, в том числе религиозные общины и группы были закрыты, им отказывали в регистрации, выселяли из офисов и подвергали обыскам и досмотрам. Принятие парламентом поправок к закону об НПО в июне 2009 увеличило контроль над их деятельностью со стороны властей. В соответствии с указом, принятым в декабре 2009 года, любой контракт о гранте должен быть зарегистрирован в Министерстве юстиции до начала какой бы то ни было деятельности по этому контракту. Многие НПО опасаются, что данное положение может использоваться как очередной инструмент вмешательства в деятельность НПО, работающих в регионе по проблематике демократии и прав человека.

Применение пыток и нарушение права на жизнь. Пытки и жестокое обращение – широко распространенная практика в полицейских участках и метах содержания под стражей. Определение пыток в Уголовном кодексе не полностью соответствует статье 1 Конвенции по предупреждению пыток, несмотря на рекомендации Комитета против пыток ООН от 2003 и 2009 годов. Это препятствует должному выявлению случаев пыток. Такие случаи не расследуются должным образом, а работники правоохранительных органов, подозреваемые в применении пыток, не преследуются за это, а лишь обвиняются в "нанесении вреда здоровью в легкой и средней степени". Даже после вынесения решений ЕСПЧ по делам Гумматова, Маммадова, Мурадова и Гараева, обстановка безнаказанности позволяет нарушителям избежать ответственности. Офису уполномоченного по правам человека не хватает независимости, что стать общенациональным институтом по расследованию жалоб на применение пыток и других нарушений прав человека и служить в качестве национального механизма по профилактике. Дела о смерти в заключении Новрузали Маммадова (в августе 2009 года), Фаины Кунгуровой (в ноябре 2007 года) и Махира Мустафаева (в декабре 2006 года) показали необходимость проведения срочных судебно-медицинских экспертиз по всем подозрительным случаям применения пыток в заключении. Комитет ООН против пыток выразил обеспокоенность по поводу многочисленных сообщений по многочисленным фактам помещения лиц в психиатрические лечебницы Нахичевани не по медицинским показаниям.

В то время как Комитет ООН и ЕСПЧ выявили несколько случаев нарушения Конвенций против пыток и предотвращению пыток, офис уполномоченного по права человека не раскрыл ни одного такого дела за все свои 8 лет работы. Мы, нижеподписавшиеся, обеспокоены неэффективностью офиса Омбудсмена как национального механизма профилактики в соответствии с ООН ФПКПП.

Репрессии в Автономной Нахичеванской Республике. В Нахичевани политические оппоненты еще более запуганы, чем в других регионах, а представители гражданского общества, независимые журналисты и простые граждане постоянно сталкиваются с притеснением и угрозами со стороны властей и живут в состоянии постоянной нищеты. В начале января 2010 года общественные протесты против полицейского произвола и насилия спровоцировали волну арестов в деревне Бананияр, откуда несколько человек были насильно водворены в психиатрические лечебницы. Дипломаты, журналисты и правозащитники, в том числе и обладательница премии Рафто журналистка Малахат Насибова, не были допущены в деревню местными властями. Организация "Хьюман Райтс Уоч" охарактеризовала ситуацию в Нахичевани как еще "более безрадостную, чем в других районах Азербайджана".

Нарушения прав внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Среди почти полумиллиона ВПЛ, образовавшихся в результате оккупации Нагорного Карабаха и семи прилегающих областей, наблюдаются массовые нищета и безработица. Правительство Азербайджана предпринимает определенные шаги и приняло национальную стратегию по решению этих проблем, но ВПЛ в целом продолжают жить в нищете и на протяжении последних двух десятилетий существуют в худших условиях, чем другие граждане Азербайджана. Прозябание в недостойных условиях в течение стольких лет усиливает маргинализацию ВПЛ. Хотя Азербайджан отличается самым большим в мире населением ВПЛ в пересчете на душу остального населения, их вес, влияние и роль во внутренней политике Азербайджана практически нулевые. ВПЛ обладают гораздо меньшими возможностями политической мобилизации и очень скудно представлены в органах власти, политических партиях, СМИ и НПО. Поселки ВПЛ остаются недоступными для оппозиционных партий, правозащитников и независимых журналистов. Во время всех выборов международные наблюдатели постоянно отмечают серьезные нарушения и находят достоверные свидетельства во всех населенных пунктах ВПЛ оказываемого на них давления голосовать за кандидатов, поддерживаемых правящим режимом и держаться подальше от оппозиции. Правительственные чиновники продолжают рассматривать ВПЛ как пассивных объектов, а не активных носителей соответствующих прав.

Неуважение права на отказ от несения военной службы по религиозным или иным убеждениям. Конституция предоставляет право на отказ от несения воинской службы. Азербайджан также обязан ввести альтернативную службу в соответствии с Заключением ПАСЕ №222 (2000 г.), которое было согласовано с правительством, когда страна вступала в Совет Европы. Однако чиновники отступили от этого обязательства под предлогом войны с Арменией, В результате некоторые отказники преследуются в уголовном порядке.

Отказ от принятия местного закона о национальных меньшинствах. Хотя срок истек в 2004 году, обязательства в рамках Заключения ПАСЕ №222 (2000 г.), в том числе ратификация Европейской хартии по региональным языкам и языкам меньшинств и принятие закона о национальных меньшинствах, все еще не выполнены.

Следующие организации поддерживают настоящее заявление:

Норвежский Хельсинский Комитет, Норвегия
Фонд Защиты Прав Человека, Норвегия
"Артикль 19": глобальная кампания за свободу самовыражения, Великобритания
Польский Хельсинский Фонд Защиты Прав Человека, Польша
Международная Федерация за права человека (FIDH), Франция
Организация Фонд Рафто, Норвегия
Правозащитный центр, Грузия
Институт мира и демократии, Азербайджан
Общество "Юридическое просвещение населения", Азербайджан
Правозащитный центр Азербайджана
Институт свободы и безопасности репортеров, Азербайджан
Общественная ассоциация за продвижение свободной экономики, Азербайджан
Общественный союз "Монитор демократии", Азербайджан
Ассоциация женщин за рациональное развитие (WARD), Азербайджан
Институт прав СМИ, Азербайджан
Ассоциация по защите прав женщин в Азербайджане им.Д.Алиевой, Азербайджан
Центр "Фар", Азербайджан

Июнь 2010 года

Примечания:

  1. Мониторинг телеканалов проводился при поддержке Еврокомиссии.
  2. http://assembly.coe.int/ASP/Press/StopPressView.asp?ID=2261
Автор: