Игорь Каляпин (руководитель штаба Сводной Мобильной Группы при Общественной комиссии по Чеченской Республике): "Расследования похищений людей в Чечне саботируются"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Текст, подготовленный для выступления председателя Межрегионального комитета против пыток, руководителя штаба Сводной Мобильной Группы при Общественной комиссии по Чеченской Республике  Игоря Каляпина (Лауреат премии Международной хельсинской группы в номинации "За успехи в развитии и управлении правозащитными организациями") на встрече лидеров правозащитных организаций Северного Кавказа с президентом России Дмитрием Медведевым и его полномочным представителем в Северо-Кавказском федеральном округе Александром Хлопониным 19 мая 2010 года. Мероприятие подготовлено Советом при президенте России по содействию развитию института гражданского общества и правам человека под руководством Эллы Памфиловой.

Игорю Каляпину не удалось выступить на встрече, но материалы его выступления были переданы президенту.

*   *   *

Уважаемый господин Президент, уважаемые коллеги,

На мой взгляд, очевидно, что на всей территории России должны в полном объеме действовать законы Российской Федерации и у нас есть специальные органы, имеющие полномочия и обязанность следить за соблюдением федеральных законов РФ.

С ноября прошлого года в Чеченской Республике работает группа юристов из нескольких российских правозащитных организаций. Наши юристы официально вступили в процессы в качестве представителей потерпевших, по уголовным делам, возбужденным Следственным Комитетом по фактам похищения людей.

Хочу обратить внимание, что речь идет о похищениях, произошедших в 2009 году. Во всех случаях исчезновение людей произошли после их задержания сотрудниками правоохранительных органов. Именно после этого люди бесследно исчезли.

Я должен сделать ремарку и сказать, что руководством правоохранительных органов, как на федеральном уровне, так и на уровне Республики разработан целый пакет ведомственных и межведомственных нормативных актов, которые направлены на то, чтобы повысить эффективность расследования фактов исчезновения людей. Более того, в рамках Следственного Управления СК по ЧР создан специальный отдел по расследованию особо-важных дел, получивших широкий резонанс - так называемый ОВД-2. Все уголовные дела, с которыми работают наши юристы расследуются сотрудниками именно этого элитного подразделения.  

Теперь хочу сказать о качестве самих расследований.

Господин Президент, уважаемые коллеги, это не расследования, это самый настоящий саботаж. Следователи систематически и тотально не выполняют требования тех самых замечательных приказов и инструкций, о которых я говорил выше.

- Группы немедленного реагирования на место происшествия не выезжают,
- совместные оперативно-следственные группы не создаются,
- не проводится, либо проводится несвоевременно осмотр места происшествия
- не выявляются и не допрашиваются свидетели.

 Более того, не выполняются очевидно необходимые следственные действия. При этом следователи ссылаются на чрезвычайную опасность ведения следствия, для себя и для других участников уголовного процесса, фактически запугивая потерпевших, свидетелей.

Например, потерпевший официально на допросе сообщает следователю о том, что видел своего пропавшего племянника в одном из подразделений милиции и сотрудники милиции сказали, что его убьют. Следователь отказывается заносить эти показания в протокол и говорит, что если он такое напишет, то будут "большие проблемы" и у следователя и у потерпевшего.

Некоторые следователи говорили нашим юристам, что вызывать на допрос сотрудников "нефтеполка" (полк Управления вневедомственной охраны МВД РФ по ЧР) или полка ППС  им. А. Кадырова они не будут потому что "… во-первых, этот сотрудник всё равно не придет, а во-вторых, меня как минимум, изобьют (!)".

Я не знаю, правда ли всё это, но именно так следователи объясняют своё бездействие потерпевшим и нашим юристам.

Запросы и отдельные поручения следователей СК не только не исполняются органами МВД ЧР, но очень часто вообще остаются без ответа. Сотрудники чеченской милиции зачастую игнорируют повестки следователей о вызове на допрос.

В результате, расследование фактически не проводится, а дело через некоторое время приостанавливается.

Я дважды обсуждал эту проблему  с Президентом ЧР - Р.А. Кадыровым. Я сказал Кадырову, что некоторые сотрудники МВД творят беззакония,  фактически прикрываясь его именем. Кадыров ответил мне, что он никогда не давал повода для этого, и никогда не заступался за кого-либо из сотрудников, нарушивших закон. Он не отвечает за бездеятельность сотрудников Следственного Комитета и не виноват в том, что "в прокуратуре работают трусы".

Тем не менее, по результатам встречи было опубликовано сообщение о том, что все сотрудники правоохранительных органов, не взирая на должности, звания и заслуги обязаны оказывать полное содействие следователям СК при расследовании ими уголовных дел. Это сообщение было опубликовано 2 марта (справка), однако никаких изменений в расследовании уголовных дел не произошло.

19 мая 2010 года

Автор: