В Азербайджане на процессе по делу Фатуллаева завершились выступления свидетелей обвинения
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Гарадагском районном суде Баку на процессе по делу ранее осужденного журналиста Эйнуллы Фатуллаева, обвиняемого в незаконном хранении наркотиков, сегодня завершились выступления свидетелей, представленных стороной обвинения. Как передает корреспондент "Кавказского узла", на заседании суда показания давали заключенные колонии N12, где содержался Фатуллаев.
Свидетель Орудж Байрамов заявил, что Фатуллаев в колонии признавался ему в употреблении наркотиков во время службы в армии. При этом Байрамов стал утверждать, что Фатуллаев изъявлял желание принимать наркотики и в колонии. Более того, Байрамов заявил, что несколько раз видел Фатуллаева "в состоянии наркотического опьянения". Однако свидетель не смог уточнить, какой наркотик принимал Фатуллаев, и где он его брал.
На вопрос адвоката Фатуллаева Рашида Гаджилы, за что Байрамов был осужден, последний после некоторого колебания признал, что "за изнасилование несовершеннолетней дочери своей сожительницы". "Что можно ожидать от такого человека, он подтвердит любую подлость", - в свою очередь сказал Фатуллаев. По его словам, он вообще никогда не общался в колонии с Байрамовым.
Второй свидетель, заключенный Рагим Мамедов в своих показаниях об употреблении Фатуллаевым наркотиков не был категоричным. Он сказал, что не знал об употреблении журналистом наркотиков. В то же время на вопрос судьи, могли ли наркотики подложить в вещи Фатуллаеву, Мамедов ответил отрицательно.
Азер Ахмедов также заявил, что не знал об употреблении Фатуллаевым в колонии наркотиков.
Наконец, Шахин Шамсиев, у которого были обнаружены наркотики в один день с Фатуллаевым, заявил, что нашел наркотики "у мусорного бака во дворе колонии".
В то же время, Шамсиев сказал, что не видел, как обыскивали Фатуллаева, и информация о выявлении у Фатуллаева наркотиков вызвала у него удивление.
Отметим, что Шамсиев не был привлечен к уголовной ответственности в связи с низкой дозой обнаруженного у него героина. Так, в совместном сообщении столичной полиции и прокуратуры от 3 февраля утверждалось, что у Шамсиева было обнаружено 0,081 грамма героина, однако ему не было предъявлено обвинение, поскольку "объем наркотиков не превышал норму для употребления". Шамсиев был всего лишь оштрафован в административном порядке.
Судья Исмаил Халилов назначил следующее судебное заседание на 11.00 19 мая.
Ранее суд заслушал показания сотрудников колонии, где журналист отбывал наказание. В словах свидетелей были обнаружены противоречия.
По версии прокуратуры, 29 декабря 2009 года в колонии N12 у Фатуллаева было найдено 0,22 грамма героина, в результате чего журналисту было предъявлено обвинение по статье 234.1 УК (незаконное хранение наркотиков). Сам журналист категорически отверг это обвинение.
"Наркотики мне были подброшены. Сотрудники оперативного отдела колонии при обыске сразу стали осматривать тот рукав куртки, где наркотики и были обнаружены. При этом они не стали осматривать остальную часть одежды. В моей куртке был потайной карман, где я прятал рукописи. Если бы у меня были бы наркотики, я бы спрятал бы их там. Но в ходе обыска потайной карман вовсе не был обнаружен", - сказал Фатуллаев в начале судебного процесса.
Кроме того, считает он, при обыске были нарушены процессуальные нормы. "Наркотики не были взвешены при мне. Не была осуществлена фотосъемка, я не был проинформирован о своих правах. Несмотря на мое требование пригласить адвоката на обыск, этого сделано не было. Моих родителей также не проинформировали. Были проведены две экспертизы, которые дали взаимоисключающие заключения", - сказал Фатуллаев.
В свою очередь начальник оперативного отдела колонии N12 Керим Ширинов отрицал сфабрикованный характер обвинения. По словам Ширинова, обыску был подвергнут не только Фатуллаев, но и несколько других заключенных. Поводом послужила "оперативная информация об употреблении заключенными наркотиков".
В отделе по связям с общественностью Пенитенциарной службы назвали "выдумками" высказывания Фатуллаева, что в колонии против него готовились провокации и предлагалась сделка с властями.
На заседании 28 апреля начальник колонии №12 Автандил Агаев, отвечая на вопросы судьи, также признал, что по ночам вещи заключенных остаются без присмотра, и не исключил, что в них можно что-то подложить. Защита усмотрела в этих словах подтверждение невиновности обвиняемого.
Как сообщал "Кавказский узел", новое уголовное дело против журналиста Фатуллаева было возбуждено 31 декабря 2009 года. Ранее журналист Фатуллаев был приговорен Ясамальским районным судом Баку к 2,5 годам лишения свободы по обвинению в клевете о Ходжалинской трагедии 20 апреля 2007 года. Впоследствии против Фатуллаева было возбуждено новое уголовное дело по трем статьям УК: 214.1 (угроза терроризма), 283.2.2 (разжигание национальной, расовой и религиозной розни с использованием служебного положения), 213.2.2 (уклонение от налогов). 30 октября 2007 года Фатуллаев был признан виновным и осужден на 8,5 лет лишения свободы.
22 апреля Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что Фатуллаев был осужден незаконно. Согласно решению суда, Фатуллаев должен быть немедленно освобожден, а правительство Азербайджана обязано выплатить ему 25 тысяч евро компенсации.
Официальный Баку негативно воспринял решение ЕСПЧ и решил обратиться с апелляцией в Большую палату Европейского суда. Как заявил журналистам заведующий отделом по работе с правоохранительными органами администрации президента Азербайджана Фуад Алескеров, прямое указание ЕСПЧ государству об освобождении заявителя из тюремного заключения "выходит за рамки полномочий суда".