Таймураз Мамсуров не сомневается в объединении двух Осетий

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Интеграция Северной и Южной Осетии в единый государственный субъект исторически неизбежна. Однако пока большое число выходцев из Южной Осетии, бежавших от войны и в поисках лучшей жизни, создает немало затруднений в социально-экономической сфере Северной Осетии. Об этом в интервью "Газете.Ru" и "Кавказскому узлу" заявил глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров.

"Мы будем единой территорией"

«Мы получили независимое государство Южная Осетия. Но любой нормальный человек понимает, что вечно так продолжаться не может. Мы всё равно будем единой территорией. Объединимся мы при моей жизни или после меня – меня мало волнует. Исторически это неизбежно», - уверен Таймураз Мамсуров.

По его словам, руководство Южной Осетии также не будет препятствовать объединению: «Эдуард Джабеевич (Кокойты, глава Южной Осетии – прим. «Кавказского узла») ведь тоже по земле ходит. Мы народ, у нас есть наши предки. Мы вместе в советское время воевали, 65 лет назад победу добывали. Всё было вместе: браки, свадьбы, похороны».

При этом Южная Осетия избавлена от необходимости иметь весь набор атрибутов суверенного государства.

«Слава богу, некоторые атрибуты государства там не надо делать. Валюту собственную иметь не надо. Собственную армию полнокровную – не надо. Границы есть и такая помощь со стороны великой России – это великое благо. Нужны люди, экономика», - говорит Таймураз Мамсуров.

При этом значительная часть жителей Южной Осетии обосновалась на Севере.

«Южная Осетия должна иметь население. Там совершенно очевидно, народу недостаточно живёт», - считает Мамсуров.

По его словам, в Северной Осетии проживает не менее 14 тысяч беженцев.

«Они социальную нагрузку здесь увеличивают. Ведь они же приехали на те же детские сады, школы, пастбища, кладбища, поликлиники... А кто готовился к такому механическому приросту? Катастрофа была», - рассказывает глава Северной Осетии.

При этом республика не имеет возможности обустроить всех выходцев с Юга.

«У нас на кладбища земли нет. А без земли людей расселять — это загонять проблему и передавать её по наследству, чтобы она взорвалась тогда, когда её внуки найдут», - считает Таймурз Мамсуров.

В то же время, он не отрицает, что многие из беженцев из Южной Осетии не хочет возвращаться домой из-за более высокого уровня жизни в Северной Осетии.

«В любом случае, люди будут тяготеть к Северной Осетии. Потому, что здесь, хоть трамвай есть... Как только там жизнь начнёт выравниваться и уровень жизни подниматься, народ туда пойдёт. Когда люди увидят, что Южная Осетия уже имеет жильё, социалку, дороги, газ, воду…», - считает Мамсуров.

В то же время, для решения другой связанной с беженцам проблемы - возвращению ингушей, бежавших после конфликта 1992 года, в Пригородный район Северной Осетии - Таймураз Мамсуров предложил использовать опыт прямого финансирования Москвой восстановления Южной Осетии. В Минрегион представлено предложение учредить Государственную дирекцию по развитию Пригородного района.

"Я предлагаю создать дирекцию в Москве, посадить на это 4-5 человек, больше не надо,  разбросать по каждому населенному пункту предприятия, - или ферму, или переработку. И оттуда напрямую финансировать и контролировать", - говорит Мамсуров.

Во избежание коррупции, поясняет североосетинский глава, "ни одна копейка не должна прийти в Северную Осетию, в распоряжение местного руководства".

Размер финансирования оценен в 7 млрд. рублей. Однако пока денег на программу не нашлось.

"Локомотива в экономике Северной Осетии я не вижу"

Большая плотность населения, по словам Таймураза Мамсурова, создает большие проблемы и в экономике республики.

"Мы сильно урбанизированы – у нас более 60% народа живет во Владикавказе и райцентрах. Второе – отсутствие достаточного количества пашни на душу населения. Мы просто до ужаса перенасыщены людьми на квадратный километр", - считает глава Северной Осетии.

При этом ни одно из отраслей экономики республики нельзя назвать лидирующей.

"В Осетии нет ни одной отрасли, которую можно назвать локомотивом. Отчасти можно назвать локомотивом, допустим, цветную металлургию, совсем недавно – это была ликёро-водочная промышленность или производство спирта", - говорит Мамсуров.

В настоящее время оба эти направления испытывают значительные сложные. Так, один из флагманов производства спирта завод "Исток" обанкротился.

"Исток" сейчас в банкротство ушел из-за тупого, неразумного менеджмента. Завод стоит, три тысячи народу без работы. Но он не будет стоять, все равно его кто-то приобретет", - говорит Масуров.

Помощь в разрешении этой проблемы пообещал оказать полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин.

"Хлопонин как раз обещал выбрать время, пригласить сюда эту новую структуру, которая создана по алкоголю в России. Технологии не надо завозить. Ничего не надо, - все стоит, вот оно. И работало идеально. 33% шампанского на рынке России - это же наше шампанское было.

Большие надежды глава республики возлагает на туристическую сферу, в частности на горные курорты Мамисон и Цей.

"Мы туда дорогу делаем, электричество, газ. До 2011 года мы всё закончим. Там не будет проблем с собственниками земли таких, как в Сочи, в Кабарде, у нас в Цее, - т. е. земли эти никому не принадлежат. Мы объявили их зоной туризма, и теперь ни один глава села, района не имеет права своим росчерком пера эти земли раздать", - рассказывает Таймураз Мамсуров.

Автор: