Целью теракта в Нальчике было руководство Кабардино-Балкарии, считают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
По мнению следствия, теракт на ипподроме в Нальчике был совершен с целью дестабилизации общественно-политической обстановки в Кабардино-Балкарии. Эксперты склоняются к мнению, что за взрывом стоят повстанцы, а объектом теракта было высшее руководство республики.
Напомним, теракт на ипподроме в Нальчике был совершен 1 мая. Самодельное взрывное устройство с часовым механизмом мощностью от 3 до 5 килограммов в тротиловом эквиваленте было приведено в действие в самый разгар скачек. В результате взрыва были госпитализированы более 20 человек, один из которых позднее скончался. Погибший - ветеран Великой Отечественной войны Саидли Шибзухов.
В основании этой версии лежит, в частности, тот факт, что бомба с часовым механизмом была установлена на крыше VIP-ложи центрального ипподрома Нальчика, в которой обычно собирается вся северокавказская элита, включая президента Чечни Рамзана Кадырова.
1 мая там должен был быть президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Кроме того, в VIP-ложе находился бывший глава МВД республики Хачим Шагенов, на которого давно охотятся ополченцы, передает Expert Club.
"Главная версия такова: теракт осуществлен представителем северокавказского подполья, так называемого кабардино-балкарского сектора "Имарата Кавказ" - сетевой экстремистской организации. Предполагается, что за этим терактом стоят люди, которые ведут войну на Северном Кавказе", - утверждает главный редактор сайта "Caucasus Times" Ислам Текушев.
По его мнению, возможна и другая версия, связанная с тем, что, как сказал Текушев, "исламское подполье на Северном Кавказе очень тесно связано в определенных районах с бизнесом, с чиновниками". "Возможен такой вариант, что исполнителями теракта были представители подполья, но заказ мог быть сделан людьми, не разделяющими их взгляды, а руководствующимися какими-то другими мотивами - экономическими или политическими", - цитирует Ислама Текушева радио "Эхо Кавказа".
По словам Текушева, среди обывателей многие считают, что у Канокова есть определенные враги, которые могли бы организовать этот террористический акт. "На мой взгляд, эта версия имеет право на существование, но вряд ли конкуренты Арсена Канокова смогли бы провести нечто подобное", - заключает Текушев.
Что касается исполнителей, то, по его мнению, если это реальные люди, они будут уничтожены в ходе спецоперации. "Арсен Каноков публично заявил, по сложившейся традиции: "Мы их найдем и уничтожим". Правозащитников это беспокоит, поскольку такие заявления могут значить одно - силовикам дадут большие полномочия. Это впоследствии может привести к всплеску насилия, к обратной реакции", - добавил Текушев.
Давно занимающийся проблемами Северного Кавказа обозреватель газеты "Время Новостей" Иван Сухов также объектом террористической атаки склонен рассматривать президента Кабардино-Балкарии, однако среди ее мотивов выделяет в первую очередь политические, напоминая о том, что через несколько месяцев Арсену Канокову предстоит переназначение.
"Здесь ситуация не будет так проста, как в Северной Осетии, где только что переназначили Таймураза Мамсурова. Все гораздо ближе к тем событиям и к тому накалу страстей, который был в Дагестане при переназначении президента минувшей зимой. Потому что в Кабардино-Балкарии, помимо действующего президента, есть и другие люди, которые претендуют на эту должность. У них есть ресурсы. К сожалению, практика Северного Кавказа такова, что наверняка они будут задействовать самые разнообразные, в том числе какие-то, возможно, даже и криминальные, связи для того, чтобы дискредитировать действующую власть и показать, что Каноков не справляется", - говорит Сухов и добавляет, что в ближайшие месяцы в республике можно ждать только обострения.
Напротив, член правления международного правозащитного общества "Мемориал" Александр Черкасов обращает внимание на одного из пострадавших в результате взрыва - бывшего министра внутренних дел Кабардино-Балкарии Хачима Шагенова. "Неизвестно, кто точно был целью этого покушения. Известно, кто там оказался", - подчеркивает он.
По словам Александра Черкасова, Шагенов был одной из важных целей террористов все последние годы. "Хотя бы потому, что еще до столкновений и боев в октябре 2005 года в Нальчике именно Хачим Шагенов и действия подконтрольных ему структур против джамаата Кабардино-Балкарии на протяжении несколько лет превратили эту структуру в вооруженное подполье. Жесткие действия властей, закрытие мечетей, адресные акции против отдельных активистов исламистских структур толкали джамаат к тому, чтобы он стал вооруженным подпольем. Так что нынешние события - это по сути продолжение того же самого противостояния", - заключает эксперт.
Он напоминает о том, что в прошлом году был убит идейный лидер исламистов Кабардино-Балкарии Муса Мукожев, в этом году - лидер военный, Анзор Астемиров. "Подполье не задержалось с ответом: был убит начальник УБОПа Анатолий Кяров. Теперь несколько человек из семьи Шагенова оказались в зоне поражения первомайского взрывного устройства. Вопрос: а причем здесь остальные, кто пришел на ипподром 1 мая? Но дело в том, что для террористов "остальных" нет. Они не учитывают возможные жертвы среди гражданского населения", - говорит Александр Черкасов.
Следствие не исключает обе версии: и что целью террористов мог быть президент Кабадино-Балкарии Арсен Каноков, который 1 мая собирался посетить ипподром, но задержался на других праздничных мероприятиях, и что бомба предназначалась экс-министру внутренних дел республики Хачиму Шогенову.
Пока же, по словам руководителя следственной группы Александра Саврулина, основной версией взрыва на ипподроме в Нальчике считается совершение теракта в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в республике, пишет "Коммерсант".
По мнению же самого президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова, взрыв на ипподроме "мог быть местью экстремистов за уничтожение главарей бандподполья и направлен на дестабилизацию ситуации в республике в период майских праздников".
Как уже сообщалось, оперативный штаб силовых структур Кабардино-Балкарии распространил сегодня фотороботы двоих подозреваемых в организации взрыва на ипподроме в Нальчике, а руководство Кабардино-Балкарии установило денежное вознаграждение в размере до 3 миллионов рублей за информацию, направленную на раскрытие теракта на ипподроме Нальчика.
Между тем, по мнению депутата Госдумы, Почетного гражданина города Нальчика Адальби Шхагошева, теракт в Нальчике стал демонстрацией слабой оперативной работы правоохранительных органов.
"Этот теракт, так же как и подрыв патрульной машины два дня назад в столице КБР дело рук слабо организованных группировок. Сейчас у этих единичных провокаций - нет ни былой силы, ни былой поддержки. Силовым структурам объявлена "партизанская" война, и, к сожалению, наши правоохранительные органы к ней не готовы", - убежден депутат.
Тем временем в Кабардино-Балкарии из-за угрозы терактов дополнительно и повторно обследуют места праздничных мероприятий 9 мая с использованием служебных собак, после чего возьмут их под охрану с выставлением милицейских постов и нарядов.
В Кабардино-Балкарии в последнее время участились случаи подрывов, обстрелов, нападений на представителей правоохранительных органов, спецопераций, обнаружений схронов боевиков с оружием и взрывчаткой. По данным замминистра внутренних дел КБР Наурби Жамборов, с 1995 года МВД республики в борьбе с экстремизмом потеряло 67 человек. Также Жамборов заявил, что вооруженное подполье в Кабардино-Балкарии насчитывает около полусотни человек.
По данным правоохранительных органов, после убийства силовиками 24 марта лидера боевиков КБР Анзора Астемирова, боевиков республики возглавил 39-летний Арсен Татаров, который также был убит в ходе спецоперации 31 марта в поселке Кенже.