Православие и ислам должны пользоваться равным вниманием власти в России, считают ученые из Нальчика
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Одним из объяснений причин распространения религиозного экстремизма может быть так называемая теория идентичности. Такую мысль высказал на конференции Общественной палаты Кабардино-Балкарии, прошедшей 28 апреля в Нальчике, Михаил Алексеев, профессор политологии университета Сан-Диего. По мнению ученых Кабардино-Балкарского университета, необходим постоянный мониторинг экстремизма, а православие и ислам должны пользоваться равным вниманием власти.
Михаил Алексеев рассказал о социологической теории - теории социальной категоризации, суть которой состоит в том, что даже минимальные различия между группами населения приводят к утверждению идентичности.
"Даже если взять группы по четыре человека и сказать: вы красные, или вы синие, даже такое деление – это утверждение идентичности, а утверждение любой идентичности приводит к тому, что возникает внутригрупповая солидарность и межгрупповая враждебность", - заявил Алексеев.
Но есть и другие теории, которые утверждают, что это не совсем так. Например, по теории пересекающихся социальных разделов идентичность у всех людей неоднородная. "Мы можем принадлежать к определенной экономической категории, социальной категории. И люди могут не обязательно сталкиваться лбами", - пояснил профессор.
Михаил Алексеев рассказал об исследованиях Гарвардских ученых о влиянии хаджа на пакистанских мусульман. Они взяли для рассмотрения 1600 человек, половина из которых совершила хадж, а половина нет. "Люди, которые совершили хадж, оказались более толерантны. Участие в хадже показало, что это праздник мира, взаимопонимания - они привезли с собой впечатления, которые смягчают этот водораздел", - рассказал политолог.
Вывод из этих теорий, по мнению Алексеева, состоит в том, что чем более открыто общество в плане международных контактов, в плане обменов, тем меньше утверждение в идентичности, а, следовательно, потенциал для различных конфликтов.
Лейла Залиханова, доцент КБГУ, отметила, что необходим постоянный мониторинг экстремизма. К негативной оценке подобных идей должны подключиться лидеры общественного мнения: популярные ведущие телепрограмм, эксперты и религиозные проповедники.
В противодействии экстремизму решающую роль должны сыграть меры раннего предупреждения. Залиханова привела в пример Германию, где приняты специальные законодательные акты, направленные на пресечение не только самих насильственных действий, но и идеологической подготовки к ним.
Начальник отдела религиозных организаций Министерства по делам молодежи КБР Арсен Мукожев в своем выступлении выделил взаимосвязь между снижением активности национальных движений и ростом активности религиозных.
По его мнению, отрицание частью интеллигенции исламского компонента в национальной культуре, считающих, что ислам – это арабская идеология, а идеология адыгов – это адыгэ хабзэ, может иметь далеко идущие последствия. "Такие утверждения дезориентируют верующих, отрывают их от национальных корней", - считает Арсен Мукожев.
По мнению Тимура Тенова, доцента КБГУ, руководителя общественного движения "Гражданский Союз", необходимо глубокое осмысление того, что происходит. "Мы не владеем информацией о том, чего хотят люди, которые сидят в землянках вместо того, чтобы воспитывать детей", - заявил Тенов.
Он считает, что гражданское общество должно выработать единую позицию и адекватно реагировать на вызовы террористов. "Гибель людей в результате теракта не должна восприниматься как обыденное явление", - подчеркнул выступающий, также выразив мнение, что две основные конфессии страны – православие и ислам должны пользоваться равным вниманием власти.
Напомним, что в ходе конференции "Повышение роли общественности в противодействии экстремизму и терроризму" выступили и представители власти, правозащитники и религиозные деятели.
Один из руководителей мусульманской общины республики Назир Ахматов считает, что некоторые СМИ целенаправленно занимаются дискредитацией ислама, но не бандитов, а во главе мусульманских общин должны стоять интеллектуалы, разбирающиеся в происходящих в мире процессах.
Адвокат Лариса Дорогова считает, что причиной продолжающегося противостояния радикальных исламистов и правоохранительных органов остаются незаконные методы, которые последние применяют в борьбе с радикалами. Только возврат ситуации в правовое поле может изменить ее, считает известный адвокат.
Эту же мысль высказали правозащитник Валерий Хатажуков и профессор КБГУ Мурат Хоконов. По мнению Хоконова, в республике слабо используется ресурс судебной власти, а наличие такой проблемы, как коррупция, для республики может иметь гораздо более негативные последствия в силу фактора наличия религиозного подполья, чем для других регионов.
Общественная палата КБР была сформирована в декабре 2010 года. В ее состав вошли 54 человека.
Как сообщал "Кавказский узел", в республике сейчас неспокойно. Периодически происходят обстрелы и нападения на представителей правоохранительных органов, спецоперации, силовики обнаруживают тайники боевиков с оружием и взрывчаткой.
По словам заместителя министра внутренних дел КБР Наурби Жамборова, в борьбе с религиозным экстремизмом в республике с 1995 года погибли 67 человек, а вооруженное подполье в Кабардино-Балкарии сейчас насчитывает около полусотни человек. По данным правоохранительных органов, после гибели 24 марта лидера боевиков КБР Анзора Астемирова, боевиков республики возглавил 39-летний житель Кенже Арсен Татаров.