ПЦ "Мемориал" требует прекращения уголовного дела в отношении обвиняемого в нападении на Нальчик

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Правозащитный центр "Мемориал" считает, что доказательная база в деле о нападении боевиков на силовые структуры Кабардино-Балкарии 13 октября 2005 года несостоятельна, и требует прекращения уголовного дела в отношении Казбека Будтуева и его освобождения из-под стражи. Об этом говорится в заявлении центра, адвокат которого защищает подсудимых Казбека Будтуева и Расула Кудаева.

ПЦ "Мемориал" полагает, что материалы дела сфальсифицированы, а Казбек Будтуев и Расул Кудаев невиновны в инкриминируемых им преступлениях. По данным центра, Расул Кудаев, будучи серьезно болен после возвращения домой в Нальчик из тюрьмы в Гуантанамо, не мог передвигаться без посторонней помощи и, следовательно, даже при желании не имел физической возможности участвовать в нападении.

В пользу невиновности Казбека Будтуева - единственного подсудимого по эпизоду о нападении на второй отдел внутренних дел города Нальчик - у ПЦ "Мемориал" также имеется ряд доводов.

По информации правозащитного центра, 13 октября 2005 года Казбек Будтуев весь день был дома. Когда начались взрывы и стрельба, он вышел на улицу, что подтверждают в своих показаниях более десяти свидетелей.

Утром 24 октября 2005 года милиционеры приехали к Будтуеву домой и задержали его. При задержании Будтуев сопротивления не оказывал, сотрудники милиции насилия не применяли. При этом официальный протокол задержания был составлен только 7 ноября, фактическое время и дата задержания в нем указаны не были.

В УБОП МВД КБР, куда Будтуева доставили после задержания, как сообщает ПЦ "Мемориал", его пытали, принуждая дать показания, нужные оперативникам. В результате той же ночью сотрудники УБОП доставили Будтуева в критическом состоянии в реанимационное отделение городской клинической больницы Нальчика, где у него диагностировали множественные ушибы живота, грудной клетки, повреждения почек и печени. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, в результате насилия, примененного в отношении Будтуева, его здоровью был причинен тяжкий вред.

В больнице с Будтуевым все время находились сотрудники УБОП, которые держали его прикованным наручниками к кровати и ни с кем не позволяли общаться.

Между тем в ходе многочисленных допросов под пытками Будтуев ни разу не оговорил себя или других. В показаниях он рассказал лишь то, что ему было известно и что происходило на самом деле. Показания Будтуева подтвердил в ходе очной ставки другой подсудимый, Караев, который рассказал, что оговорил Будтуева под физическим и психологическим воздействием сотрудников правоохранительных органов.

В июле 2006 года в отношении Будтуева провели психофизиологическую экспертизу, которая фактически представляла собой проверку полиграфом. В результате проведенной экспертизы якобы было установлено, что Будтуев причастен к событиям 13 октября 2005 года.

При этом при проведении экспертизы защитника в помещении не было, а по нормам уголовно-процессуального законодательства, заключение полиграфа не является доказательством по уголовным делам и может служить только вспомогательным элементом при проведении тех или иных следственных действий. Полученные же результаты были представлены как "психофизиологическая экспертиза". Других доказательств причастности Будтуева к событиям 13 октября 2005 года нет.

Отметим, что по версии обвинения Казбек Будтуев принял активное участие в преступном сообществе, созданном для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, и виновен в совершенных в составе преступного сообщества бандитизме, вооруженном мятеже, террористическом акте, посягательствах на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, убийствах граждан и иных преступлениях. Иными словами, Казбек Будтуев 13 октября 2005 года совместно с другими лицами принял участие в нападении на силовые структуры Нальчика, в частности, на ОВД-2.

В числе доказательств, на которые ссылается обвинение, - явка с повинной и показания Караева об участии его самого и Казбека Будтуева в событиях 13 октября, психофизиологические экспертизы в отношении Караева и Будтуева, а также показания свидетелей из числа сотрудников правоохранительных органов о том, что со слов Караева им известно об участии Будтуева в событиях 13 октября.

В настоящее время в Верховном суде КБР продолжается рассмотрение доказательств государственного обвинения по эпизоду нападения на ОВД-2 Нальчика. После этого адвокат ПЦ "Мемориал" намерен просить об изменении порядка исследования доказательств, представить суду доказательства невиновности Казбека Будтуева, в том числе показания тридцати свидетелей, подтверждающих его алиби. После исследования доказательств защиты адвокат "Мемориала" намерен заявить ходатайство о прекращении уголовного преследования Казбека Будтуева.

Напомним, что на процессе о нападении боевиков на Нальчик на заседаниях 4 марта, 9 марта, 18 марта, 22-23 марта, 25 марта, 1, 2 апреля и 5, 6 апреля были допрошены большинство свидетелей по этому эпизоду, а также пострадавшие - сотрудники 2-го ОВД, получившие в ходе нападения различные ранения и травмы.

В ходе судебных заседаний по первым трем эпизодам 25 февраля, 16 февраля, 15 февраля11 февраля, 9 февраля8 февраля4 февраля, 28 января, 25 января, 21 января и 12 января было допрошено большинство свидетелей. Стороной обвинения были оглашены показания свидетелей, чья неявка в суд после обсуждения участниками процесса была признана уважительной.

На скамье подсудимых по данному делу находятся 58 человек, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений во время нападения на Нальчик, в ходе которого погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших. Подсудимым инкриминируется совершение преступлений, предусмотренных статьями УК "терроризм", "убийство двух и более лиц", "покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов", "незаконное ношение и хранение оружия". По версии обвинения, участники нападения на силовые структуры КБР преследовали цель захватить оружие, однако это им не удалось "по независящим от них причинам". Большинство обвиняемых вину не признают.

Автор: