ВС смягчил приговор обвиняемым в терактах в "Интуристе" и "Охотном ряду"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Верховный суд России пересмотрел меру наказания обвиняемым в совершении терактов в гостинице "Интурист" и торговом комплексе "Охотный ряд" в 1999 году. Кассационная коллегия ВС определила срок наказания Халиду Хугуеву снизить с 25 до 22 лет заключения, а Магумад Заиру Гаджиакаеву с 15 до 13 лет заключения в колонии строгого режима.

Напомним, уголовное дело Хугуева, которого ФСБ называет финансистом террориста Басаева, и Гаджиакаева поступило в Мосгорсуд с грифом "секретно" и рассматривалось в закрытом режиме судебной тройкой. Мосгорсуд вынес приговор в отношении уроженца Чечни Хугуева и дагестанца Гаджиакаева 9 декабря 2009 года.

Как пояснил пресс-секретарь ВС Павел Одинцов, поскольку террористические акты были совершены в 1999 году, то суд применил к осужденным законодательство того времени.

Данное уголовное дело поступило под грифом "Секретно" и также рассматривалось в закрытом режиме, сообщает ИТАР-ТАСС.

По данным следствия, оба теракта в 1999 году были заказаны Шамилем Басаевым.

Ранее государственный обвинитель на процессе отказался сообщить даже суть деяний, инкриминируемых подсудимым, а их представители сказали, что Халид Хугуев свою вину не признает, а от дачи показаний воздерживается, ссылаясь на тяжелое заболевание. Его подельник Гаджиакаев, в свою очередь, по данным обвинения, сотрудничал со следственными органами, сообщает РБК.

Согласно информации, опубликованной на официальном сайте ФСБ России, финансист Шамиля Басаева Халид Хугуев был задержан в ходе контртеррористической операции в конце 2002 года в Саратовской области, но тогда обвинять задержанного Хугуева в участии в незаконных вооруженных формированиях не стали, инкриминировав ему "незаконный переход границы" и "использование подложных документов". Гаджиакаева задержали в 2008 году на родине в Дагестане.

Следствие считало, что фирма "Халиб", которая принадлежала Халиду Хугуеву и занималась организацией поставок гуманитарных грузов из Грузии в Чечню, поставляла продовольствие и медикаменты не мирным жителям, пострадавшим от войны, а боевикам, сообщал "Коммерсант".

Власти Грузии, в свою очередь, установили, что в стране он находится с документами на чужое имя, и выслали в РФ, где он и был арестован. Суд, рассматривавший дело Халида Хугуева, тогда установил, что тот находится "в реактивном состоянии" и отправил его на принудительное лечение в Московскую психиатрическую клиническую больницу им. Н. А. Алексеева, откуда после прохождения курса лечения Хугуев был этапирован в СИЗО Владикавказа. Как сообщили в МВД Северной Осетии, Халид Хугуев находился в федеральном розыске с 1997 года за вымогательства.  Суд Северной Осетии в 2007 году приговорил Халида Хугуева за похищение человека к 16 годам заключения.

Верховный суд России в 2008 году оставил приговор в силе, после чего осужденного этапировали в Москву, поместив в СИЗО "Лефортово", где ему и предъявили обвинение в терроризме.

Гаджиакаева задержали в прошлом году в Дагестане.

По версии следствия, в 1999 году внимание Басаева привлекла благотворительная программа "Фронтовые дети Чечни", патронируемая певцом Иосифом Кобзоном. По одной из версий, узнав о суммах, направляемых в фонд, полевой командир, потребовал, чтобы благотворители платили и ему - "за обеспечение безопасности". Денег Шамиль Басаев якобы не получил и решил наказать благотворителей.

С помощью Халида Хугуева был найден исполнитель акции - Магомадзаир Гаджиакаев, который 26 апреля 1999 года оставил бомбу собственной конструкции, эквивалентную по мощности 2 кг тротила, возле офиса Иосифа Кобзона в "Интуристе". В результате взрыва пострадали 11 человек, в том числе десятимесячный ребенок, являющийся гражданином Испании.

Второй эпизод, инкриминируемый подсудимым Хугуеву и Гаджиакаеву, относится к 31 августа 1999 года. Тогда ими, по данным ФСБ России, был совершен теракт в торговом комплексе "Охотный ряд" на Манежной площади.

В результате взрыва бомбы, заложенной в салоне игровых автоматов "Динамит", пострадали 40 человек, одна из раненых позже скончалась. По версии следствия, подрыв комплекса был связан с тем, что группа компаний Plaza (управляла комплексом), президентом которой являлся известный предприниматель Умар Джабраилов, также отказалась платить деньги боевикам Шамиля Басаева.

Изначально эти взрывы связывались не с чеченскими боевиками, а действиями русских экстремистов и коммерческими разборкам. Помимо людей, получивших ранения при взрывах, следствие пыталось признать потерпевшими по делу Кобзона и Джабраилова. Однако в окончательной версии обвинения Кобзон в деле уже не фигурировал, и в суд его не вызывали. Джабраилов по делу проходил в качестве свидетеля.

Отметим, что вслед за взрывами в "Интуристе" и "Охотном ряду" в 1999 году последовали взрывы домов в Москве и в Волгодонске, положившие начало второй чеченской кампании.

Автор: