В Краснодаре суд вернул дело Анастасии Денисовой в прокуратуру
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Ленинском районном суде Краснодара сегодня состоялось очередное, четвертое по счету предварительное слушание по делу руководителя общественной организации "ЭТнИКи" Анастасии Денисовой. Суд решил вернуть дело в прокуратуру для устранения ошибок следствия.
Гособвинитель Жанна Карпенко обратилась к судье Герману Лоншакову с ходатайством о возвращении дела из суда в прокуратуру из-за существенных нарушений в ходе следствия.
Судья удовлетворил ходатайство и возвратил дело прокурорам для устранения ошибок и противоречий в материалах следствия.
Напомним, прокуратура обвинила правозащитницу в том, что она "нарушила авторские права и незаконно использовала объекты авторских прав - программное обеспечение для персонального компьютера", а также "использовала вредоносные программы для ЭВМ". Девушке грозит шесть лет лишения свободы. Обвинения основываются на выводах экспертов из общественной организации "Союз криминалистов", исследовавших компьютеры на предмет контрафакта.
Однако даже сама причастность этой техники к "ЭТнИКе" следствием не доказана. Адрес, где был произведен обыск, тоже не установлен теми, кто его проводил. В одних документах следователь районного ОВД утверждает, что компьютеры были изъяты на улице Ленина, в других - на Фрунзе. С датами совершения преступления сыщики тоже окончательно не определились.
Адвокат ассоциации АГОРА Рамиль Ахметгалиев полагает, что подход экспертов, которым доверили исследование изъятых компьютеров, весьма сомнителен.
"Следователь утверждает, что назначил экспертизу одному эксперту и закрашивает в своем постановлении первоначально указанную фамилию. Методика проведения самой экспертизы впечатляет - эксперт сравнивал программные ключи из изъятых системных блоков и ноутбука фотожурналиста, как он утверждает, с "информацией, имеющейся в интернете". Если находил ключ в интернете, делал заключение, что программа установлена нелицензионная. Программисты и многие обычные пользователи поймут, мягко говоря, крайнюю сомнительность такого подхода", - говорит Ахметгалиев.
Ранее адвокат Денисовой Марина Дубровина не раз просила не передавать дело в суд, не разобравшись в допущенных нарушениях. Сама Денисова заявляет, что уголовное преследование связано ее общественной деятельностью.
"Следствие запуталось в датах, улицах, экспертах и даже не установило настоящих собственников и пользователей изъятых при обысках системных блоков и ноутбука. Тем не менее прокуроры признали свои нарушения. Теперь я снова не подсудимая, а обвиняемая. Сегодня мне показалась, что представитель прокуратуры реально хочет разобраться в ситуации, понять, почему дело оказалось в таком сыром виде, что просто разваливается. Мы будем добиваться того, чтобы прокурор прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления", - заявила Денисова.
По словам подозреваемой, ошибки в обвинительном заключении - это не просто ошибки, а противоречия, которые доказывают, что речь идет не о защите авторского права, а о выискивании "за что бы зацепиться".
"Удивительно, что представитель потерпевшего - компании "Майкрософт", принимает в деле самое активное участие: приходит на предварительные слушания, задает вопросы, и даже обедает вместе с экспертом в столовой суда. При этом сама корпорация "Майкрософт" упорно игнорирует наши обращения. Мы будем обращаться снова, требуя публично объяснить роль корпорации в моем деле", - говорит Денисова.
Анастасия Денисова до сих пор находится в Краснодаре под подпиской о невыезде и не имеет права разглашать материалы дела.
"Крайне важна публичная поддержка. Приехать на открытое заседание уже выразили желание не только представители российских и международных правозащитных организаций, но и наблюдатели от Уполномоченного по правам человека в РФ и президентского совета по правам человека, наблюдатели от ряда посольств и миссий", - утверждает правозащитница.
Как уже сообщалось, Денисова и ее коллеги говорят о предвзятости следствия. Правозащитники опасаются, что Анастасию арестуют.
Адвокат Денисовой Марина Дубровина ранее заявила, что состав преступления в действиях ее подзащитной отсутствует. В частности, в материалах дела не представлено ни одного доказательства, что изъятые для экспертизы компьютеры принадлежат "ЭТнИКе" или ее сотрудникам. Кроме того, нет четких данных о том, когда и кем эта техника использовалась.
Сотрудник прокуратуры западного округа Краснодара Мехак Меликян, у которого находилось дело Денисовой, ранее отказался от комментариев корреспонденту "Кавказского узла", заявив, что не верит, что к нему действительно обратились за комментариями журналисты. При повторном обращении по телефону секретари в прокуратуре отвечали, что у них не приемный день, и советовали приходить лично.
По мнению правозащитников, уголовное преследование Анастасии Денисовой связано с ее правозащитной деятельностью, и уголовное дело - один из эпизодов в целой цепочке случаев давления.
Анастасия Денисова регулярно выступает с обзорными докладами о роли молодежи в противодействии насилию на почве ненависти в рамках мероприятий БДИПЧ/ОБСЕ, а также работает экспертом по образовательным проектам Молодежного Директората Совета Европы, занимается миротворчеством и участвует в грузино-российском гражданском диалоге, сообщается в информации сайта "Международная программа Солидарность". Краснодарская краевая общественная организация Молодежная Группа за Толерантность "ЭТнИКА", которой руководит Денисова, была зарегистрирована органами юстиции в марте 2004 года. Студентами-активистами ККОО МГТ "ЭТнИКА" проведено более 40 образовательных и социально-культурных молодежных мероприятий в сфере воспитания национальной и религиозной терпимости на территории Краснодарского края."ЭТнИКА" проводит постоянный мониторинг проявлений нетерпимости в Краснодаре, Анапе и Сочи.