В Дагестане отпущен задержанный утром глава селения Балахани
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня утром в Махачкале вооруженными людьми в камуфляжной форме и масках был задержан глава селения Балахани Унцукульского района Дагестана Магомедрасул Якубов и один из его сыновей, чемпион мира по рукопашному бою Хазкил Якубов.
Подробности об инциденте корреспонденту "Кавказского узла" рассказал земляк Якубова Расул Шарипов.
"Я ночевал в доме Якубова, который расположен на улице Маячная, 111. Также в доме находилась его семья - жена, два сына - старший Магомед и младший Хазгил, их двоюродной брат Али Магомедов. Утром проснулись для утренней молитвы. Только совершили омовение, как комната оказалась освещенной мощными фарами. Затем через громкоговоритель прокричали: "Дом окружен. Выходите по одному, с поднятыми руками". Я сразу позвонил председателю правозащитной организации "Матери Дагестана за права человека" Светлане Исаевой. Она обещала помочь", - рассказал Шарипов.
По словам Шарипова, на улице жильцов дома встретили многочисленные вооруженные люди в камуфляжной форме и масках. "По разговору мы поняли, что это были дагестанцы. Вели они себя довольно грубо, сказали, что поступила достоверная информация о нахождении в доме двух боевиков. Один из них, предъявив какую-то бумажку, заявил, что это ордер на обыск. В этот момент к месту инцидента подъехали Исаева и сотрудник Правозащитного центра "Мемориал" Екатерина Сокирянская. Поведение милиционеров разом изменилось. Один из них заявил, что отец и сыновья Якубовы нужны для проведения следственного эксперимента: якобы Хаскил участвовал в драке, которая случилась в сентябре 2009 года", - сообщил Шарипов.
"Якубовых посадили в машину, повезли в Кировский РОВД, - рассказывает очевидец. - Завели внутрь здания, но никто не допрашивал. Через некоторое время повезли уже в Советский РОВД Махачкалы".
Адвокат Зиявуддин Увайсов заявил, что Хазкилу Якубову пришлось пройти процедуру опознания. "Пригласили якобы пострадавшего при драке. Он заявил, что Хазкил Якубов вроде бы похож на шофера автомашины, на котором приехали участники инцидента. После этого Якубовых выпустили на свободу, заявив, что их еще могут пригласить на собеседование. Вроде бы собираются завести на младшего Якубова уголовное дело", - рассказал адвокат.
Сам Хазкил Якудов сказал, что никогда ни в какой драке не участвовал, внимание милиционеров к себе он ничем не может объяснить.
Расул Шарипов также отмечает непонятную для него мотивацию поведения сотрудников правоохранительных органов. "Драка случилась в прошлом году. Якубовы живут открыто. Все в районе знают, чем они заняты, их без проблем можно было пригласить в милицию для допроса, а не устраивать очередные "маски-шоу", - сообщил собеседник.
В дежурной части Советского РОВД корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что не владеют информацией об утреннем инциденте в селении Балахани.
Светлана Исаева считает, что дагестанские милиционеры хотели просто запугать Магомедрасула Якубова и Расула Шарипова. "По нашему приглашению Расул Шарипов приехал в Махачкалу для встречи с докладчиком ПАСЕ по положению прав человека на Северном Кавказе, швейцарским сенатором Диком Марти. Он хотел встретиться с Марти, чтобы рассказать ему о милицейском произволе, в том числе и в отношении собственной семьи. Шарипова в Махачкалу на своей машине привез Магомедрасул Якубов, который все время находился рядом с ним. Но Шарипову из-за противодействия дагестанских властей так и не удалось встретиться с гостем из Европы. А утренний "визит" милиционеров - это знак Якубову: не лезь не в свое дело", - уверена Исаева.
Расул Шарипов также сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что милиционеры начали оказывать пристальное внимание его семье с 2006 года. "Тогда впервые в доме сына Ильяса произвели обыск. Вели себя милиционеры грубо, у них не было с собой никаких разрешительных документов. В том же году сына почему-то объявили во всероссийский розыск, хотя он и не думал скрываться. В дальнейшем сын попал под амнистию", - рассказал старший Шарипов.
Он сообщил, что преследование возобновилось через два года. "1 мая 2008 года стражи порядка задержали Ильяса на съемной квартире жены в городе Хасавюрт. По пути в РОВД ему подбросили гранату в карман, затем обвиняли в похищении и убийстве какого-то человека, а также в членстве в НВФ, но ни одно обвинение не подтвердилось на суде. Вел дело следователь Буйнакского межрайонного следственного отдела Джамбулат Белетов. Суд в итоге признал сына виновным в части незаконного хранения оружия", - сообщил Шарипов.
Он также заявил, что в милиции сына пытали. "Его все время избивали. Днем и ночью. Требовали, чтобы дал признательные показания о преступлениях, которые никогда не совершал. Только чудом он выжил. Имеются заключения судебно-медицинских экспертов с зафиксированными следами насилия, известны имена палачей, но, несмотря на все наши жалобы люди в погонах не понесли никакого наказания", - отметил информатор.
Ильяса Шарипова тогда приговорили к лишению свободы на 8 месяцев с отбытием срока в исправительной колонии общего режима. Приговор, по его мнению и мнению его отца, незаконен, его отмены они добиваются в судах, жалоба также направлена в Европейский суд по правам человека.
Расул Шарипов заявил, что, беспокоясь за свою жизнь, сын выезжает за пределы района только в сопровождении родственников. "В Дагестане нередко исчезают молодые люди, потом их находят убитыми, а милиционеры, заявляют, что они боевики", - отметил отец.
Шарипов рассказал и о последних инцидентах. "4 февраля родное село окружили военные и милиционеры. Сын покинул дом, так как знал, что не способен снова выдержать пытки. Тогда обыскали мой дом. Постановление об обыске подписал тот же Белетов. В документе было указано, что сын дома хранит оружие, которое было использовано для убийства 21 ноября 2008 года, хотя следователь Белетов должен был знать, что в это время сын находился в СИЗО Махачкалы под следствием", - сообщил Шарипов.
Он также заявил, что подобные обыски проводились и на днях. "В начале марта снова пришли с обыском. Утром сын увидел колонну машин, заезжающих в село, и опять спрятался. Милиционеры заявили мне, что подозревают сына в участии в нападении на инкассаторскую машину. Инцидент случился 26 февраля 2010 года в Хунзахском районе. А в тот день сын был в райцентре, куда отвез жену для прохождения медосмотра в райполиклинике. Там он пробыл до трех часов. Есть десятки свидетелей, с которыми он общался, пока жена обходила врачей", - рассказал старший Шарипов.
Следователь Джамбулат Белетов заявил, что лично он не имеет никаких претензий к младшему Шарипову. "Я его не видел более полутора лет. Разрешение на обыск я действительно давал, но подобные же обыски были проведении и в прочих 17 домах ваххабитов", - сообщил следователь.
При этом он заявил, что Ильяс Шарипов был осужден законно. "Он для меня был и остается преступником, никто гранату Шарапову не подкидывал", - заявил Белетов.
Комментируя высказывания следователя, юрист Расул Кадиев отметил, что обыски должны проводиться в рамках закона. "В российских законах вообще нет такого понятия как ваххабизм, последователи ваххабизма, поэтому следственно-розыскные мероприятия правомочны только при наличии иных причин", - заявил он.
Напомним, что в начале марта Ильяс Шарипов обратился с открытым письмом к новому президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову с просьбой о защите от преследований сотрудниками правоохранительных органов.