В ряде регионов Кавказа празднуют Навруз-байрам (видео)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Праздник Навруз-байрам, история которого насчитывает более трех тысяч лет, стал неотъемлемой частью культуры многих кавказских народов.
Навруз/Новруз/Ноуруз (в зависимости от региона празднования) - это древний зороастрийский обряд встречи нового года, обряд обновления природы, который у горцев ассоциируется с весной. Как государственный праздник он отмечается 21 марта в Иране, Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Кыргызстане, Македонии, Турции, Туркменистане, Узбекистане, Казахстане и 21—23 марта в Таджикистане. Навруз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и ряде других регионов РФ.
Азербайджан: национальные сладости и прыжки через костер
В Азербайджане этот праздник носит название Новруз. В канун торжества хозяйки пекут национальные сладости - шагербуру, пахлаву, шоргогалы и делают хончу - поднос с сухофруктами, орехами и крашеными яйцами. На празднике Новруз азербайджанские певцы и музыканты демонстрируют свои таланты, а девушки на выданье - красоту и хозяйственность.
Одна из традиций праздника - загадать желание и перепрыгнуть через догорающий костер 7 раз, тогда все загаданное непременно сбудется. В память об усопших и как дань уважения к прежним поколениям в праздник Новруза зажигают свечи. В некоторых районах Азербайджана до сих пор сохранился обычай зажигать свечи на могилах умерших, хотя в исламе это не принято.
При Советской власти Новруз в Азербайджане был чисто семейным праздником. В наши дни существует добрая традиция посвящать Новрузу фестивали, открытие театров и музеев, передает ТРК "Мир".
В этом году, по данным Шемахинской астрофизической обсерватории, на территории Азербайджана весна вступила в свои права 20 марта в 21:31. 20-28 марта в республике в этом году объявлены праздничными нерабочими днями по случаю Новруз байрама.
"Кавказский узел" представляет видеосюжет о праздновании Новруза в Азербайджане.
С этого года Навруз объявлен общенациональным праздником и в Грузии. 21 марта президент Грузии Михаил Саакашвили поздравил этнических азербайджанцев, компактно проживающих в грузинском регионе Квемо Картли.
Дагестан: гигантские костры и древние обряды
Навруз-Байрам присутствует в праздничном календаре большинства народов Дагестана, но с особым размахом его празднуют народы Южного Дагестана (лезгины, табасаранцы, рутулы, цахуры, агульцы), а также азербайджанцы, проживающие в основном на территории Южного Дагестана (в Дербенте и Дербентском районе), и лакцы, живущие в центральной части высокогорного Дагестана. Навруз-байрам отмечается и как общедагестанский праздник.
Наши предки считали, что пламя костра очищает от болезней и горестей, накопившихся за прошедший год
Как рассказала "Кавказскому узлу" директор республиканского Дома народного творчества Марита Мугадова, кульминацией праздника является ритуальный костер. "Наши предки считали, что в день весеннего равноденствия пламя костра очищает человека от болезней и горестей, накопившихся за прошедший год. Исторически сложилось так, что календарный год у народов Дагестана начинался весной. Поэтому к этому дню готовились ритуальные блюда, накрывались праздничные столы", - рассказала Мугадова.
Помимо костров на улицах и во дворах, жители региона традиционно зажигают гигантские костры на горе Тарки-Тау. Пламя этих костров можно наблюдать почти из любой точки Махачкалы.
По обычаю перед наступлением праздника необходимо навести порядок в доме и приготовить праздничную пищу и сладости. В день Навруза принято ходить друг другу с поздравлениями в гости.
Название Навруз более распространено среди жителей Южного Дагестана. У даргинцев, лакцев, аварцев и других народов Дагестана он считается началом земледельческого сезона и тоже носит свои названия: у лезгин Навруз называют Яран-Сувар - праздник Солнца, у даргинцев, лакцев, аварцев и других народов Дагестана он считается праздником земледельческим - праздником Первой борозды, после которого в горах обычно начинали пахоту и сев, отмечает РИА "Дагестан".
Праздник: истоки и особенности
История праздника уходит корнями в эпоху зороастризма и связана с днем весеннего равноденствия. Праздник символизирует пробуждение земли и готовность ее к урожаю, а также пробуждение всего живого.
Представляем вашему вниманию сюжет о прошедшем в Кабардино-Балкарии празднике "Дня весеннего равноденствия".
Согласно древним поверьям Востока, человек был создан при участии четырех стихий - воздуха, огня, воды и земли. Эти стихии и отражены в атрибутах Навруза и его ритуалах.
У тюркских народов приход весны олицетворялся победой света над тьмой. Потому один из главных атрибутов Навруза - костер. Пламя несет в себе очищающее значение. В поговорках и песнях Навруза огонь выступает в качестве пожирателя зла и всех недугов. Прыгая через костер, люди отдают огню все плохое, оставляя его в уходящем году.
Победу Добра над Злом олицетворяет также традиция примирения всех ссорившихся. Значительная часть праздничного веселья связана с играми, театрализованными мероприятиями.
Главный атрибут Навруза - праздничный стол, который должен быть украшен семенами, пловом, крашенными яйцами, орехами, сухофруктами и главными сладостями - пахлавой и шакяр-бурой.
Навруз-байрам на уровне ООН и ЮНЕСКО
В этом году впервые по инициативе Азербайджана и Ирана Навруз байрам отмечается на уровне ООН. В феврале на 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята предложенная Баку и Тегераном резолюция, по которой день весеннего равноденствия 21 марта объявлен Международным днем Навруза.
В преддверии праздника генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выступил со специальным заявлением. Он призвал мировую общественность отметить наступающий Навруз как всеобщий праздник. Решение признать Навруз международным праздником, по словам генсека ООН, "свидетельствует о растущем осознании его значимости не только в регионах, где он отмечается, но и во всем мире".
"В течение тысячелетий, когда солнце пересекает экватор и покидает северное полушарие, возвещая о приходе весны, народы Балкан, Черноморского бассейна, Кавказа, Центральной Азии, Ближнего Востока и других регионов совершают обряды в честь Навруза. Эти ритуалы - от покраски домов до посещения друзей и приготовления символических угощений - проникнуты духом возрождения и могут служить источником вдохновения не только для их участников, но и для всех людей", - подчеркнул Пан Ги Мун.
В сентябре 2009 года Навруз, который ежегодно празднуют 300 миллионов жителей планеты, был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Исламский или языческий?
Многие ученые уверены, что Навруз - отнюдь не религиозный праздник. Он связан с солнечным календарем, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад. Согласно ему, год начинался весной, в день весеннего равноденствия, - тогда и наступал праздник Навруз, не имеющий ничего общего с мусульманским новым годом, пишет сайт Navruz.edunet.uz. Мусульманский же календарь - лунный. По нему новый год начинается в месяце мухарам, первый день которого не совпадает с началом нового года - он ежегодно сдвигается на 11 дней назад.
О том, считать ли Навруз-байрам мусульманским праздникам, рассуждают много лет не только ученые, но и представители духовенства, и сами жители этих регионов.
"В последние годы с особым усердием многие мусульмане Средней Азии, Кавказа, да и России, чествуют «персидский Новый год» – Навруз, уходящий корнями в зороастрийские верования. Так, праздник, противоречащий нормам Ислама, о чем сказано во многих фетвах, стал прочно ассоциироваться с возрождением национальных традиций у тех, кто под таковыми, видимо, понимает укоренившиеся суеверия и доисламские пережитки", - говорится в статье "Является ли Навруз мусульманским праздником?" на сайте Islam.ru.
Навруз как праздник, безусловно, существует, тому свидетельство – его история. Но означает ли это, что он таким образом припадет к истокам и возродит культуру?
"Очевидная неисламская сущность Навруза отягощена сегодня еще и тем, что на упоминающих о недозволенности подобных действий в Исламе вешается ярлык «религиозного фанатика-исламиста», отбившегося от стаи «истинных патриотов», - сказано в материале. - В общем, Навруз как праздник, безусловно, существует, тому свидетельство – его история. Но означает ли это, что он таким образом припадет к истокам и возродит культуру? Не говоря уже об ущербе, наносимом образу Ислама попытками связать языческие обряды с жизнью мусульман".
"Ведь сегодня многие готовы с радостью «отмечать» «старый» новый год, еврейский, китайский, персидский и какой угодно другой, не обременяя себя историческими условностями. А именно за таким отношением к культуре скрывается опасность вырождения истинных духовных ценностей", - уверен автор статьи.
К обсуждению природы праздника Навруз-байрам в эти дни активно подключились и пользователи блогосферы.
"Согласен с тем, что Настоящий Мусульманин не должен справлять Новруз. Эти ритуалы и игры с огнем шейтана, не одобрены Аллахом. А новый год у Мусульман наступает 1-ого числа месяца Мухаррам. И каждый год солнечного календаря смещается примерно на 10 дней", - высказывает свое мнение на пользователь Руфат Гасанов в комментариях к сообщению в блоге пользователя Умм Ислам Mail.ru.
Никому из православных не мешает Масленница, а ведь тоже - языческий праздник...
Несогласна с ним пользователь Нелли Рудых. "Никому из православных не мешает Масленница, а ведь тоже - языческий праздник, сжигают чучело Масленицы, - пишет автор в комментариях в том же блоге. - Очень весело, люди радуются друг другу, угощают блинами. А чем плох Навруз? Люди радуются...".
О том, что похожие празднования встречаются в культурах и других народов, пишет анонимный автор в комментариях в Живом Журнале пользователя raelrulez. "Это праздник нового года, - отмечает пользователь. - И в России было также до 15 века кажется. А наша Масленица и есть праздник нового года, только перенесенный из-за поста церковью. В Европе до григорианской реформы новый год праздновали 1 апреля".