Судьба пропавшего в Ингушетии жителя Чечни все еще не установлена

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Пропавший без вести 11 февраля в Сунженском районе Ингушетии житель Ачхой-Мартановского района Чечни Майр-Али Вахаев все еще не найден. Правоохранительные органы Чеченской Республики до сих пор не смогли установить его судьбу. Источник в правоохранительных органах республики не исключает, что Вахаев мог быть убит военными, а его тело спрятано.

Напомним, что 11 февраля при проведении подразделениями федеральных сил спецоперации против группы боевиков, обнаруженной в лесном массиве вблизи села Аршты Сунженского района Ингушетии, были убиты жители Чеченской Республики, занимавшиеся традиционным для этого времени года сбором черемши. Согласно официальным данным, в районе села Аршты военными были убиты четверо жителей Ачхой-Мартановского района: Мовсар Татаев, Рамзан Сусаев, Шамиль Катаев и Мовсар Дахаев. На телах двоих из них имелись следы прижизненных пыток.

Еще один житель Ачхой-Мартана, несмотря на полученное ранение и обморожение ног, сумел выйти из зоны проведения КТО, а его односельчанин Майр-Али Вахаев до сих пор считается пропавшим без вести.

"Я сомневаюсь в том, что Майр-Али Вахаев жив. Вероятней всего, он был убит военными, а его тело было спрятано во избежание лишнего шума. И без того расправа над собиравшими черемшу жителями Чечни получила широкий общественный резонанс", - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" источник в чеченской милиции.

По его словам, формально претензий к участвовавшим в спецоперации против боевиков в Сунженском районе Ингушетии военных быть не может. "В зоне проведения спецоперации действуют совсем иные правила, чем в обычной ситуации. Здесь каждый человек воспринимается в первую очередь как враг, и силовики действовали именно исходя из этого принципа, когда стреляли по всему что движется", - говорит офицер.

Он отмечает, что пытки, примененные в отношении убитых жителей Ачхой-Мартановского района, конечно, нельзя оправдать, но "это тоже суровая действительность войны". "Это основной способ выбивания информации у пленных, применяемый противоборствующими сторонами, как это чудовищно ни звучит. Но в данной ситуации речь идет о мирных жителях, которые просто стали жертвами случайных обстоятельств. Вина за их гибель лежит не только на военных, но и на местных властях, которые не предупредили людей о том, что в районе, куда они выезжают, идет спецоперация", - говорит собеседник.

Необходимо отметить, что 12 февраля, когда стало известно, что по крайней мере четверо из убитых у села Аршты человек были мирными жителями, военные объявили, что они пострадали по вине боевиков, которые, используя их в качестве "живого щита", пытались вырваться из окружения. Тогда же была распространена информация, что из зоны боестолкновения было выведено более 70 человек, а глава Ачхой-Мартановского района Чечни Муса Дадаев заявил, что жители района были предупреждены о проведении спецоперации. Однако местные жители эту информацию опровергают.

Даже сегодня жители Чечни говорят, что число погибших в Сунженском районе Ингушетии мирных жителей республики было намного выше. Утверждается, что жертвами военных стали еще не менее 12-16 человек, жителей сел Кулары и Шалажи, которые также выезжали в район села Аршты собирать черемшу.

Кроме того, в Чечне бытовало устойчивое мнение о том, что в совершенной 11 февраля внесудебной расправе над жителями Чечни участвовали и сотрудники МВД Ингушетии, которые, по некоторым данным, добивали раненых из пистолетов. На минувшей неделе в Ачхой-Мартан специально по этому поводу приезжала ингушская делегация во главе с помощником президента республики Асланом Кодзоевым. Гости встретились с представителями правозащитных и общественных организаций Чечни и категорически отвергли факт участия ингушских милиционеров в расправе над жителями Ачхой-Мартановского района.

"В последнее время муссируются слухи о том, что к гибели мирных граждан причастны сотрудники правоохранительных органов Ингушской Республики. По данному факту была проведена тщательная проверка, и каких-либо фактов, подтверждающих это, нами выявлено не было. Мы со всей уверенностью заявляем, что слухи носят чисто провокационный характер и не имеют под собой никакой реальной почвы. Об этом говорят и показания выжившего в этой трагедии парня, который заявил следователям о том, что издевавшиеся над ними люди не имели вайнахской внешности и не говорили на вайнахском языке", - заявил на встрече Кодзоев.

Чеченские и ингушские правозащитники договорились о том, что будут совместными усилиями добиваться объективного расследования обстоятельств трагедии, произошедшей у села Аршты. Ранее уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев обратился к генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой взять под личный контроль расследование гибели людей в ходе спецоперации в зоне административной границы Чечни и Ингушетии, а также расследование других преступлений против гражданского населения республики.

Тем временем, согласно официальным данным, в результате проведенной в лесном массиве Сунженского района спецоперации были убиты 14 участников вооруженного подполья. Первоначально говорилось о том, что эта группа боевиков подчиняется лично главе боевиков Докку Умарову, и что лидер сепаратистов может быть в числе убитых. Но это утверждение не подтвердилось.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"