В Дагестане продолжается расследование по факту похищения и убийства жителей республики
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня следователь следственного комитета по особо важным делам при прокуратуре Дагестана Анвар Укмасов пригласил к себе журналиста дагестанского еженедельника "Новое дело" Ахмеднаби Ахмеднабиева в качестве свидетеля по факту похищения и убийства в 2005 году шестерых дагестанцев в окрестностях селения Замай-Юрт Ножай-Юртовского района Чечни.
Укмасов заявил, что еще в 2005 году было возбуждено уголовное дело по статье 126 (похищение человека) УК России. Уже допрошены десятки свидетелей, в том числе и милиционеры, а основанием для приглашения Ахмеднабиева стало то, что следователь только недавно из СМИ узнал, что журналист был на месте трагедии. Укмасов сообщил, что не знает, кто похитил и убил дагестанцев.
В конце января в Чечне была проведена эксгумация трупов, взяты материалы для генетического анализа. Он отметил, что все свидетели заявили, что не в курсе подробностей инцидента: просто в окрестностях селения были найдены шесть расстрелянных трупов, которых жители Замай-Юрта похоронили в соответствие с исламскими традициями.
Сам инцидент случился 25 января 2005 года, а уже через три дня по всем центральным телеканалам прошел сюжет о ликвидации армейской разведкой в Ножай-Юртовском районе Чечни крупной, хорошо замаскированной базы боевиков.
Представитель регионального оперативного штаба на Северном Кавказе Илья Шабалкин, комментируя материал, заявил: "Были уничтожены шесть бандитов. Из них по внешним признакам двое предположительно выходцы из арабских стран. На этой базе готовились террористы-подрывники. И там же монтировались самодельные взрывные устройства. На основе тех взрывчатых веществ, которые там находились, и зарядов можно было изготовить порядка 20 взрывных устройств. Таким образом, мы ответственно заявляем, что предотвращено как минимум 20 террористических актов, готовившихся на территории Чечни и в Северокавказском регионе. Среди спецназа потерь нет".
Через несколько дней родственники похищенных и пропавших молодых ребят из Дагестана на рынке Хасавюрта услышали новость, что силовики завезли на окраину села Замай-Юрт шестерых замученных неизвестных, которые якобы после устроенной имитации боя были расстреляны. Тела в течение нескольких дней были выставлены на опознание. Никто за ними не явился, поэтому чеченцы похоронили их на старом кладбище Замай-Юрта. Здесь же, в сторожке, находится вся одежда убитых.
Весной 2005 года Ахмеднабиев, который в ту пору работал в дагестанском еженедельнике "Черновик", выполняя редакционное задание, вместе с коллегами, сопредседателем правозащитной организации "Гражданская альтернатива" Абдурахимом Магомедовым и братом уроженца селения Ругуж Табасаранского района Амирхана Алиханова, которого дагестанские милиционеры задержали 23 декабря 2004 года и который пропал без вести, выехал в Чечню. По прибытии туда они встретились с начальником Ножайюртовского РОВД Султаном Билимхановым. Он рассказал, что узнал об инциденте, когда находился в Гудермесе.
"Мне позвонили и сказали, что в окрестностях Замай-Юрта слышна непонятная стрельба. Я выехал туда, узнал, в чем дело: оказывается, на высоту около селения вечером подъехала колонна из нескольких БТРов и "уазиков" с "федералами" из Ханкалы и сотрудниками батальона "Восток". В машинах находились и шестеро замученных людей, которых в последующем просто расстреляли. Затем военнослужащие открыли стрельбу в воздух, а на мертвых надели камуфляжную форму".
Билимханов также сообщил, что после отъезда военнослужащих местные жители раскопали трупы для опознания. Они насчитали на обезображенных телах десятки пулевых ранений. Для подстраховки были произведены и контрольные выстрелы в голову. На телах также обнаружили следы массивных ожогов от паяльной лампы. У многих были сломаны руки, выбиты зубы, вырваны ногти, отрезаны пальцы, уши и другие конечности. Похоронили расстрелянных на старом кладбище Замай-Юрта.
"О результатах расследования я доложил министру МВД Чечни Руслану Алханову и руководителю одной из структур МВД России генерал-майору Олегу Хотину", - сообщил Билимханов.
Схожую информацию передали и местные жители. Они же по фотографиям узнали в одном из убитых Амирхана Алиханова. Его родственник в одежде убитых также распознал одежду Алиханова. В свою очередь, Укмасов заявил, что Билимханов в ту пору не был допрошен, в 2007 году он погиб в ДТП, а его заместители сегодня утверждают, что ничего не знают.
В 2005 году родственниками также были распознаны трупы жителей селения Новосаситли Хасавюртовского района Мухтара Махмудова и Махача Хабибова. Брат Махмудова Абас Исаев заявил, что его похитили 16 ноября 2004 года, когда неизвестные в масках и камуфляжной форме ворвались в дом Махмудова, задержали его и насильно увезли в неизвестном направлении на "Жигулях" 99-й модели без номерных знаков. Из дома также были похищены документы и деньги.
Родственники Махмудова устраивали митинги, блокировали федеральную трассу "Кавказ", обращались в надлежащие инстанции. В конце декабря того же года Исаев получил письмо за подписью начальника Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Дагестана Ахмеда Кулиева, где говорилось, что "Махмудов задержан сотрудниками РОШ СКР по Чечне и содержится в Ханкале". Следом поступило письмо из Центра по борьбе с терроризмом МВД России. В нем сообщалось, что местонахождение Махмудова точно не известно, а "при поступлении дополнительной информации вы будете немедленно проинформированы".
28 января Исаев увидел по телеканалу НТВ репортаж о ликвидации шестерых боевиков. В середине марта Исаев в числе других дагестанцев, ищущих своих безвестно пропавших родственников, выезжает в Ножайюртовский район. В сторожке он узнает окровавленную одежду своего брата. То, что это был именно он, подтверждают и жители Замай-Юрта, распознавшие Мухтарова на фотографии. В свою очередь, мать Хабибова заявила, что его сына похитили сотрудники правоохранительных органов Хасавюрта, когда он поехал на рынок, чтобы купить вещи для детей, где и пропал.
Братья Амирхана Алиханова утверждают, что он в тот день выехал в Хасавюрт, чтобы купить плотницкий станок, так как работал столяром. На обратном пути Амирхан позвонил одному из братьев, чтобы сообщить, что приедет через час. Но к назначенному времени не прибыл, а его мобильный телефон не отвечал. Тогда братья стали его искать и узнали, что Амирхана задержали на посту при въезде в Махачкалу. Гаишники, дежурившие в день похищения, рассказали братьям, что машину Амирхана остановили два человека в форме гаишников, приехавшие из Махачкалы. Во время проверки документов из трех легковых автомашин (две "Нивы" и "Жигули" 99-й модели), стоявших рядом, выскочили несколько человек в масках и один без маски, которые скрутили Амирхана и затолкали в "Ниву". Затем все три машины развернулись и быстро уехали в сторону Махачкалы.
Один из "гаишников" сел в машину брата и тоже присоединился к ним. 26 декабря братьям позвонил по сотовому телефону неизвестный и сказал, что Амирхан находится у них. За его освобождение потребовали выкуп - 25 тысяч долларов. Сумму нужно было доставить 28 декабря к 10 часам на автостанцию в Хасавюрте. Братья сразу обратились в милицию. Курировал процесс сотрудник 6-го отдела МВД Дагестана подполковник Акиф Максимов. Он заявил братьям, что Амирхан находится в Хасавюрте у сотрудников ФСБ, и заверил их, что в любом случае "вытащит" его оттуда. Был разработан и план дальнейших мероприятий, но через день Максимов заявил, что сверху ему сказали, чтобы он оставил это дело.
Братья рассказали журналистам, что уже к обеду последовал повторный звонок от неизвестного: "Мы же предупреждали, чтобы никуда не обращались. Теперь можете прибавить к той сумме еще один ноль".
Братья в последующем находят очевидца событий, который узнал похитителя без маски. Им якобы оказался сотрудник УБОПа Дагестана лейтенант Абдула Арбуханов. Его неоднократно вызывали в Кировскую районную прокуратуру, где было возбуждено уголовное дело по факту пропажи брата, но он ни разу не явился на допросы. Братья утверждают, что следователям районной прокуратуры, в число коих входил и сын убитого министра МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова, не дали встретиться с Арбухановым даже в его собственном доме, куда следователи ездили для допроса и обыска на месте. Вход в квартиру Арбуханова оказался под защитой вооруженных сотрудников УБОПа в масках, которые не разрешили следователям войти в дом.
В свою очередь, Укмасов сообщил, что Арбуханов уже допрошен. "Он рассказал, что не имеет никакого отношения к инциденту", - отметил следователь.
Получить лично комментарий у Арбуханова корреспонденту "Кавказского узла" не удалось.