Сегодня в Грузии начал вещание "Второй политический канал"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня второй канал Общественного вещателя Грузии официально перешел на работу в качестве "Второго политического канала".

Меморандум об открытии нового канала подписали представители 13 политических объединений Грузии, в числе которых: правящая партия "Единое национальное движение", Национально-демократическая партия, "Защити Грузию - Леван Гачечиладзе", Союз традиционалистов Грузии, "Мы сами", Консервативная партия, Христианско-демократическое движение, Демократическая партия Грузии, Грузинская группа, "Наша Грузия - Свободные демократы", Партия народа, "Движение за справедливую Грузию", партия "Свобода".

Мнения политического альянса "За Грузию" в этом вопросе разделились: только партия Ираклия Аласании "Наша Грузия - свободные демократы" решила войти в состав тех партий, которым будет предоставлено эфирное время на Втором канале. Остальные две партии - "Республиканцы" и "Новые правые" - отказались подписывать меморандум.

Мы не собираемся легитимизировать такие уступки правительства, которые будут поданы как еще одно его демократическое действие. Для нас это ширма демократии.

Как заявила один из лидеров Республиканской партии Тинатин Хидашели, цель ее партии и альянса "За Грузию" - это свобода от цензуры для всех телевизионных компаний Грузии.

"Это касается и "Рустави-2", и "Имеди", и Первого общественного канала, а не Второго канала, который никто не смотрит и никто не помнит. Если вся проблема грузинских телекомпаний будет сконцентрирована на Втором канале, то, конечно, это не серьезный подход к делу. Речь идет об очень простом вопросе: нам предлагают в месяц один час эфира на Втором канале. Но мы не собираемся на этот один час менять свои требования свободы для грузинских СМИ", - заявила Тинатин Хидашели.

Она не считает соглашение о "Втором политическом канале" позитивным явлением. "Мы не собираемся легитимизировать такие уступки правительства, которые будут поданы как еще одно его демократическое действие. Для нас это ширма демократии. Поэтому наши требования того, чтобы все телемедиа Грузии были бы освобождены от политической цензуры, остаются в силе", - говорит Хидашели.

Пресс-спикер партии Ираклия Аласании "Свободные демократы" Вако Авалиани разделяет позицию республиканцев по поводу того, что свобода нужна всем телевизионным компаниям Грузии. Но в то же время Авалиани заявляет, что его партия намерена воспользоваться теми ресурсами, которые будут в их распоряжении.

"Второй политический канал - это совсем не то, что мы требовали, и совсем не то, чего ждала общественность Грузии. Это не решит проблему демократии и свободы слова. Нужно менять систему, нужно бороться за свободу слова по всем каналам, чтобы власть, наконец, поменяла свой подход к ним. Но реальность такова, что глава государства пообещал предоставить оппозиционное телевидение, а на самом деле мы получили всего лишь очередной проект Общественного телевидения со всеми его традициями. На этом канале нам предоставляют всего один час свободного времени в месяц. Но мы этот час намерены использовать максимально по назначению. Может быть, свое время мы будем использовать не только для освещения партийной жизни, но, кроме того, предоставим время независимым студиям", - говорит Вако Авалиани.

Партия власти, напротив, считает "Второй политический канал" безусловным достижением. "Тот факт, что в Грузии открывается политический канал, который будет максимально активно покрывать политические процессы в стране, процессы, происходящие как в парламенте, так и вне парламента, на котором для всех политических партий будет открыт доступ к населению без всякого вмешательства со стороны властей или со стороны журналистов, - я думаю, это очень важно", - заявил спикер парламента Давид Бакрадзе.

Вопрос о том, каким партиям следует давать время на "Втором политическом канале", стал в свое время предметом для бурных обсуждений. Дело в том, что в Грузии зарегистрировано около 300 партий. Предоставлять всем время в прайм-тайм было бы технически неразрешимой задачей. Если бы дело ограничилось только парламентскими партиями, то вне поля зрения канала оказались бы такие политические киты Грузии, как Республиканская партия, "Новые правые", движение Левана Гачечиладзе и другие.

В первый раз в течение долгого времени непарламентская оппозиция и члены парламента решили встречаться, вести переговоры и подписывать соглашения

Чтобы найти компромисс, политические партии начали диалог, в котором активное участие принял Национальный Институт Демократии США. Итоговое решение появилось в январе 2010 года. Делегаты политических сил согласились с тем, что доступ к телевидению получат те объединения, у которых есть свои представители в парламенте и органах местного самоуправления.

"Это очень позитивный шаг, который был сделан в череде усилий, направленных на то, чтобы оздоровить атмосферу в грузинских масс-медиа. Что делает это действие позитивным, так это то, что в первый раз в течение долгого времени непарламентская оппозиция и члены парламента решили встречаться, вести переговоры и подписывать соглашения. Я считаю это фундаментом для улучшения атмосферы в грузинском медиапространстве", - заявил координатор Интститута Демократии в Грузии Луис Наварро.

Он особо отметил ту роль, которую политический канал сможет сыграть на выборах в органы местного самоуправления в мае этого года.

"Должно быть ясно, что, когда вы говорите об оппозиционных партиях и их трудностях в сборе средств на рекламное время, это позволяет предоставить оппозиции возможность улучшить свою работу. Партии могут объединить количество эфирного времени на демонстрацию фильмов и политические призывы. Это должно дать выгоду для всех партий, которые намереваются принять участие в выборах в органы местного самоуправления. То, что не все партии подписали меморандум по второму каналу, еще не означает, что вопрос закрыт. Обсуждение по этому поводу возобновится в апреле", - сообщил Наварро.

Через месяц мы пустим программу на спутник, а через спутник будут принимать вещания операторы кабельного телевидения в больших городах

Среди причин, по которым политические партии отказывались от участия в вещании "Второго политического канала", представители оппозиции называли техническую неоснащенность нового проекта. Однако, как заявил гендиректор Общественного вещателя Георгий Чантурия, уже определился коллектив из 20 человек, который будет работать на канале. По его же словам, скоро должна быть в некоторой степени решена проблема охвата всей Грузии.

"Сегодня второй канал вещает только в Тбилиси и в Рустави. Через несколько недель - наверное, через месяц - мы пустим программу на спутник, а через спутник будут принимать вещания операторы кабельного телевидения в больших городах. На первом этапе эта проблем решится так. А потом уже предстоит более серьезная работа: у самого Общественного телевидения есть проблема дистрибуции сигнала, и мы будем решать проблемы первого и второго канала вместе", - заявил Чантурия.

Руководитель "Второго политического канала" Додо Шанава говорит о том, что уже определилась сетка вещания: "Будет часовая зона для оппозиционных партий - это самое хорошее время с 10 до 11 часов вечера. Будет зона брифингов - в 12, 3, 6 и 9 часов. Уже неделю идет вещание брифингов политических партий. Кроме того, будет передача "Дебаты о законопроектах", где также будут участвовать эти партии. Так что первый этап вещания второго канала будет политически очень интересен".

Напомним, что в начале мая 2009 года состоялась встреча лидеров оппозиции с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. На ней в качестве путей вывода страны из кризиса власти предложили оппозиции сотрудничество: создание на паритетной основе комиссии, в задачи которой войдет разработка сбалансированной конституционной модели усиления президентского и парламентского правления. Также оппозиции было предложено принять участие в разработке проекта поправок в избирательное законодательство и судебной реформы.

Кроме того, президент выразил готовность рассмотреть вопрос ответственных должностей в различных ведомствах для оппозиционеров,  А также ввести представителя оппозиции в попечительский совет "Общественного телевидения" и создать на базе "Второго канала" телеканал, который предоставит трибуну для различных политических сил.

Как ранее сообщал "Кавказский узел", ситуация со свободой средств массовой информации в Грузии несколько улучшилась, и в рейтинге международной неправительственной организации "Репортеры без границ" в октябре 2009 года страна "перешагнула" через 39 позиций, переместившись на 81 место.

Напомним, что несколько десятков журналистов и членов неправительственных организаций провели 8 июня 2009 года акцию протеста у здания Национальной комиссии по коммуникациям Грузии с требованиями обеспечить свободу СМИ.

В конце мая 2009 года в Рустави было прервано вещание независимого ТВ "Маэстро". В ночь на 30 мая 2009 года во время трансляции в прямом эфире общественно-политической программы «Камера 5» произошел сильный взрыв в здании телекомпании «Маэстро», которая транслировала акции протеста оппозиции.

26 июня 2008 года Комитет защиты журналистов распространил заявление по поводу прекращения информационного вещания независимым телеканалом "Мзе". В заявлении указывалось на недостаток независимых теленовостей в Грузии.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"