В Азербайджане неоднозначно относятся к вопросу интеграции в Европу
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Приоритетным вопросом внешней политики Азербайджана является проблема Нагорного Карабаха, которая является определяющим фактором в выстраивании отношений Азербайджана по всем векторам внешней политики. Такое мнение высказал глава Центра политических исследований Академии государственного управления при президенте страны Эльман Насиров.
Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", выступая 16 февраля на конференции "Евроинтеграция Азербайджана: проблемы и перспективы", организованной Азербайджанской международной школой НАТО, Насиров сказал, что "именно через призму Карабахского конфликта Азербайджан рассматривает свои отношения с НАТО и ЕС". "Нас интересует вопрос: какую пользу может принести сотрудничество с указанными структурами урегулированию конфликта", - отметил Насиров.
По его словам, Азербайджан привержен сотрудничеству с НАТО, однако адекватных шагов со стороны Альянса для содействия карабахскому урегулированию нет. Тем не менее, НАТО остается реальной силой в международной политике безопасности и по влиятельности превосходит ООН, которая не может обеспечивать исполнения своих решений.
Касаясь перспектив сотрудничества Азербайджана с НАТО, Насиров сказал, что концепция национальной безопасности страны предусматривает интеграцию в евроатлантическое пространство, но ничего не говорится о вступлении в Альянс. "В политике очень часто большие цели реализуются без рекламирования этого", - заметил эксперт. В целом, Азербайджан может проводить политику евроинтеграции, не вступая в НАТО и ЕС, полагает Насиров. Он считает верной "многовекторную, сбалансированную внешнюю политику правительства страны".
Касаясь возможности военного союза между Азербайджаном и Турцией, эксперт сказал, что это может иметь "опасные" последствия для региональной и международной безопасности. Такой союз может вовлечь Турцию и Россию конфликт в карабахский конфликт, считает он.
Вместе с тем, Азербайджан и Турция, не заключая военного союза, могут развивать сотрудничество по модели американо-израильских отношений, сказал Насиров.
По мнению лидера партии Демократических реформ Асима Моллазаде, Азербайджан не интегрируется в Европу, а "возвращается в Европу".
Моллазаде отметил, что видные представители азербайджанского народа еще в начале XX века на основе европейских демократических ценностей создали Азербайджанскую демократическую республику (АДР) в 1918-20 годах. Она, по словам Моллазаде, стала ярким примером модели демократического государства в мусульманской и тюркской стране. Впоследствии эту модель успешно реализовал Ататюрк в Турции.
Как считает Моллазаде, путь к евроинтеграции в первую очередь "проходит через развитие образование и культуры в широком понимании, том числе повышение культуры политического управления и делового менеджмента".
Условием интеграции Азербайджана в Евроатлантическое общество Моллазаде назвал и развитие "инициативности общества, и активное участие в общественно-политических процессах женщин".
Вместе с тем, Моллазаде полагает, что воцарение в азербайджанском обществе евроатлантических ценностей не означает, что страна обязательно должна стать членом ЕС. При этом он привел в пример Норвегию, также являющуюся, как и Азербайджан, нефтедобывающей страной.
Моллазаде назвал несостоятельными утверждения некоторых чиновников страны о том, что "менталитет азербайджанского народа несовместим с европейскими ценностями". "То, что они называют менталитетом народа, это пережитки Советской системы", - сказал Моллазаде.
В свою очередь, глава НПО "Ассоциации Азербайджано-Атлантического сотрудничества" Сульхаддин Акпер считает ошибочным "так называемую сбалансированную внешнюю политику Азербайджана". "Отсутствие стратегического выбора делает Азербайджан уязвимым с точки зрения международной безопасности", - считает эксперт.
На его взгляд, Азербайджан, наконец, должен сделать однозначный выбор в пользу интеграции с НАТО и ЕС. По мнению Акпера, мощь и влияние этих структур обеспечена за счет принципов демократии и свободной экономики. Азербайджан, как считает эксперт, только на деле следуя этим принципам может интегрироваться в Евроатлантическое пространство и найти себе надежные гарантии в этой системе международной коллективной безопасности.
"К сожалению, пока страна движется в обратном направлении и все больше скатывается к авторитаризму", - сказал Акпер.
Отметим, что в настоящее время Азербайджан является участником программы "Восточное партнерство ЕС", которое подразумевает постепенную интеграцию шести стран бывшего СССР в Евросоюз.
Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров 8 декабря принял участие на заседании глав МИД стран-участниц Программы ЕС "Восточное партнерство" в Брюсселе. В ходе встречи были обсуждены перспективы сотрудничества в рамках "Восточного партнерства", утверждены рабочие программы по четырем направлениям деятельности на 2009-2011 годы.
В своем выступлении Мамедъяров отметил "важное значение доведения до европейских стандартов всех сфер жизни азербайджанского общества, повышения законодательства страны до необходимого уровня". Вместе с тем, указав на "наличие европейских стран, не являющихся членами ЕС, Мамедъяров заявил о возможности следования Азербайджаном их примеру".
Справка. Инициатива ЕС "Восточное партнерство" была официально учреждена 7 мая 2009 г. в Праге. В качестве полноправных членов в нее приняты Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. "Восточное партнерство" образовывается как совместное начинание государств-членов ЕС и их восточноевропейских партнеров, основной целью которого является создание необходимых условий для ускорения политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции. Инициаторами создания программы "Восточного партнерства" летом 2007 года выступили Польша и Швеция. В июне 2008 года лидеры 27 стран-членов Евросоюза, собравшиеся на двухдневную встречу в Брюсселе, одобрили проект «Восточного партнерства».
Азербайджан имеет также договор об индивидуальном партнерстве с НАТО (IPAP), который также предусматривает переход на военные стандарты альянса.