В ходе митингов в память Маркелова и Бабуровой милиция задержала более 30 человек (Видео)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
32 человека были задержаны вчера, 19 января, в центре Москвы за нарушение правил проведения пикетирования в ходе двух акций, посвященных адвокату Станиславу Маркелову и журналистке Анастасии Бабуровой, убитых год назад.
Отметим, что оба митинга - в начале Петровского бульвара и у памятника Грибоедову на Чистых прудах – были согласованы с мэрией Москвы. Власти разрешили шествие в самый последний момент. Его организаторы из специально созданного "Комитета 19 января" получили отказ на том основании, что подали заявку слишком рано — 14 декабря года. Но префектура Центрального округа в последний момент разрешила организаторам два пикета — на Петровском бульваре и Чистых прудах. Участникам акции было разрешено пройти от места проведения одного пикета до другого при условии, что они не будут нести плакаты и скандировать лозунги.
"После окончания первого пикета на Петровском бульваре около 200 человек предприняли попытку провести несогласованное шествие и проследовать на Чистопрудный бульвар к памятнику Грибоедову, при этом участники пикета зажигали файеры и скандировали лозунги, что является нарушением законодательства", - сообщил источник "Интерфакса" в правоохранительных органах.
В результате в милицию было доставлено 28 человек, в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях. Еще четыре человека были задержаны за нарушение правил проведения пикетов на Чистопрудном бульваре.
Кроме того, в Москве сегодня состоится суд над правозащитником Львом Пономаревым. Как сообщил сам лидер движения "За права человека" в интервью Радио Свобода, ему предъявлены обвинения в нарушении правил проведения пикета.
Всего в охране общественного порядка было задействовано 772 сотрудника милиции. Отметим, что общее число участников акции, по данным «Новой газеты» составило 1300 человек.
«Мало народу в цепочке, позвали «Румол» для порядка», ― звучало из милицейских раций вечером на Петровском, пишет «Газета.ру». Движение «Россия молодая» («Румол») антифашисты обвиняли в сотрудничестве с нацистcкой организацией «Русский образ», члены которого Никита Тихонов и Евгения Хасис были арестованы по подозрению в убийстве Маркелова и Бабуровой.
Однако сам лидер «России молодой» депутат Госдумы Максим Мищенко заявил: активистов движения не было на митинге в Москве. «Нас там не было, это не наши методы. Мы с милицией не сотрудничаем, ни в какие цепочки не встаем, у нас у самих с правоохранительными органами были столкновения во время акций», – сказал Мищенко. «Убийство адвоката и журналистки нас тоже потрясло, – добавил Мищенко. – Но мы против того, что анархисты пиарят себя, используют имена Насти и Стаса в своих целях».
Хроника разгона акции
Годовщину гибели Маркелова и Бабуровой стали отмечать накануне с 17.30, с возложения цветов к месту их гибели - возле дома номер 1 на улице Пречистенка, сообщает корреспондент «Кавказского узла». За час проведения акции к месту возложения цветов пришли более 50 человек. Среди них были руководители Мемориала Олег Орлов и Александр Черкасов, лидер Комитета антивоенных действий Михаил Кригер, один из лидеров внесистемной оппозиции Гарри Каспаров, эксперт Amnesty International Фридерике Бер.
Сотрудники милиции и ОМОН выставили посты на соседних от здания улицах, начиная от станции метро "Кропоткинская". Старший офицер милиции, находящийся на месте, потребовал от Михаила Кригера, чтобы собравшиеся соблюдали порядок: "Обращаюсь к вам как к авторитетному гражданину, чтобы люди не выходили на проезжую часть и не скандировали лозунгов, тогда вам никто не будет мешать".
Однако несколько человек с большими фотографиями Маркелова и Бабуровой стояли на краю проезжей части, направив фотографии в сторону проезжающих мимо автомобилей.
У подъезда и вдоль стен дома были выставлены фотографии погибших, рядом с которыми лежало много живых цветов и было установлено множество зажженных свечей. Люди шли в течение часа и несли цветы. На месте возложения цветов присутствовало множество российских и зарубежных СМИ. Собравшиеся приклеивали фото к стене со словами: "Может, хоть так не сорвут".
К семи вечера на Петровском бульваре собрались более 700 человек. В руках у собравшихся были фотографии Маркелова, Бабуровой, Анны Политковской, Юрия Гиренко и других убитых антифашистов, а также баннеры: «Бороться – значить помнить!», «Русские против фашизма», «Нет политическим убийствам».
В 19:20 колонна антифашистов начала двигаться вниз по бульвару в сторону Чистых прудов. Митингующие скандировали: «Антифа», «Выйди на улицу – верни себе город», «Пока мы едины – мы непобедимы». Кто-то держал в руках большую картонную куклу, одна рука которой держала за горло карикатурного нациста, а другая – чиновника.
Митингующие были остановлены милицией, заполонившей все пространство от Трубной площади до Петровского бульвара. За спиной милиционеров стояли более десятка автобусов и автозаков ОМОНа, перегородивших бульварное кольцо. Антифашистам было предложено прекратить скандирование, убрать фотографии и растяжки. Тогда милиционеры образовали два коридора, и начали пропускать митингующих небольшими группами. Несколько антифашистов, возглавлявших колонну, были задержаны.
Бойцы 2-го оперативного полка ГУВД, коллега которых два месяца назад забил насмерть выходца из Абхазии, охраняли шествие антифашистов от бульвара до Чистых прудов, не давая им идти одной колонной. Дорогу тысячной толпе человек перерезали сотрудники Внутренних войск МВД, которые делили участников акции на группы по 50―100 человек. Движение автомобилей ради антифашистов никто не перекрывал, и участники акции шли по тротуарам, время от времени скандируя: «Фашисты убивают, власти покрывают!» и «Выйди на улицу, верни себе город!».
Число митингующих, собравшихся у Чистых прудов к 20:20, увеличилось до 1300 человек. По обеим сторонам памятника были растянуты большие плакаты с девизом: «Нет политическим убийствам!» и фотографиями Федора Филатова и Ивана Хуторского, погибших от рук нацистов. За скованной милицейскими заграждениями толпой наблюдали пять автобусов ОМОНа. Собравшиеся поставили к подножию памятника Грибоедову свечи и фотографии Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. В толпе давали интервью лидер «Яблока» Сергей Митрохин, бывший лидер партии Григорий Явлинский, координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, исполнительный директор «Солидарности» Денис Билунов. Приехал на митинг и уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин.
Организаторы планировали показать четырехминутный ролик с одним из последних выступлений Маркелова, но за несколько часов до шествия милиция запретила демонстрировать видео. Колонки и усилитель организаторам использовать тоже запретили.
«Станислав Маркелов всю жизнь брался за безнадежные дела, ― начал митинг активист "Комитета 19 января", закутанный в шарф, скрывающий пол-лица. ― Он представлял в судах родственников убитых антифашистов, родственников похищенных и убитых федералами обычных чеченцев, он защищал людей, избитых милицией, он защищал левых активистов по политическим делам ― словом, он был не просто адвокатом, но и правозащитником».
«Настя выбрала журналистику как зону близкого социального контакта, как зону активного вмешательства в жизнь общества и поступила в МГУ. В последние полтора года жизни её можно было застать на незаконных стройках и выселениях, на «диких», несогласованных демонстрациях, во всех локальных горячих точках Москвы. Нет ничего удивительного и в том, что она обратилась и к теме нацистского насилия».
Член оппозиционного комитета «19 января», организовавшего акцию, продолжил перечислять заслуги погибших год назад адвоката и журналистки, когда неожиданно появившаяся из толпы рука вырвала из его рук листовку. «Только что сотрудники милиции забрали у меня…» ― заговорил активист, но в этот момент кто-то вырвал у него мегафон.
«Позор! Позор!» ― начали скандировать митингующие. В ответ милиционеры стали напирать на участников митинга со стороны бульвара, а к оратору потянулись руки людей в серых бушлатах. В этот момент участники акции, сцепившись друг с другом в плотные цепочки, двинулись вперед, прорвали оцепление, сбивая ногами металлические ограждения, и уронили в снег нескольких милиционеров. Активисты пробежали не менее 500 м, выкрикивая лозунги и зажигая файеры до того, как путь им преградили бойцы ОМОНа в шлемах и с дубинками. На помощь милиционерам помчался ОМОН в шлемах и с резиновыми дубинками. В ОМОНовцев полетели снежки и куски льда.
ОМОН отреагировал на это несколькими предупредительными выстрелами в воздух, а затем перешел в наступление, начав выхватывать из толпы наиболее активных участников. Задержанных волокли в автозаки, держа за руки и за ноги, антифашистов сбивали с ног, тащили по снегу лицом вниз, перекидывали через ограждения.
В 20:55 у памятника Грибоедова были задержаны около 30 человек. Часть из них были доставлены в ОВД Басманное, других посадили в стоящие у Чистых прудов автозаки. "Не умеете вести себя, вот и результат",— укорял собравшихся милиционер с мегафоном, пишет газета «Коммерсант».
В 21:05 один из организаторов акции, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев, объявил в мегафон, что если все немедленно разойдутся, милиция отпустит 18 задержанных на Чистопрудном бульваре, которых еще не успели отвезти в ОВД. Об этом правозащитнику удалось договориться с генералом Вячеславом Козловым, командовавшим ОМОНом. В переговорах с милицией вместе с Пономаревым участвовал уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, также присутствовавший на пикете. Полчаса спустя, около 21:35, митингующие разошлись, и милиция выполнила свое обещание.
Напомним, что Станислав Маркелов был убит 19 января 2009 года, когда возвращался с пресс-конференции в "Независимом пресс-центре" на Пречистенке, посвященной досрочному освобождению бывшего полковника Юрия Буданова. Сопровождавшая его журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова была ранена и скончалась в больнице.
Маркелов представлял интересы потерпевших по громкому делу об убийстве жительницы Чечни Эльзы Кунгаевой, за которое был осужден бывший полковник Юрий Буданов.
Маркелов активно добивался отмены решения суда по освобождению Юрия Буданова. За день до убийства, 18 января 2009 года, Маркелов дал интервью корреспонденту «Кавказского узла», в котором заявил, что подаст в суд повторную жалобу на досрочное освобождение Буданова.
Под стражей находятся двое обвиняемых в убийстве Маркелова и Бабуровой - Никита Тихонов и Евгения Хасис. Однако Тихонов заявил, что дал показания под давлением следствия: ему якобы угрожали убийством его гражданской жены Хасис. Друзья Евгении также не верят в ее причастность к убийству.