Черкесы создали сайт для агитации за восстановление единого этнонима

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Начал работу Единый черкесский информационный Интернет-ресурс, посвященный Всероссийской переписи населения, которая состоится с 14 по 25 октября 2010 года. Проект направлен на восстановление единого исторического этнонима - "черкес" - для всех субэтнических подразделений черкесского народа.

"История переписи черкесов представляет собой "экспресс генезис" кабардинцев, адыгейцев и шапсугов. Чтобы наглядно это увидеть, мы постарались собрать необходимый материал для того, чтобы показать ту бессистемность и нелепость, которые сопровождали всю историю переписи населения Российской Империи, СССР и современной РФ относительно черкесов", - заявляют создатели ресурса на главной странице сайте.

Данный ресурс, по их словам, "лишь призывает восстановить историческую справедливость", а что записать в графе "национальность" в октябре сего года - решать будет каждый для себя сам. "Но прежде чем вы примете окончательное решение, огромная просьба просмотреть собранный на сайте материал", - пишут создатели проекта www.perepis2010.org.

Проект запущен совместными усилиями ряда черкесских WEB-сайтов и общественных организаций. На сайте планируется размещать новости, публицистические и аналитические материалы, освещающие проблематику искусственного терминологического разделения черкесского народа.

На сегодняшний день за представителями черкесского народа, проживающими в различных субъектах Российской Федерации, официально закреплено не менее 5 этнических наименований - "адыгейцы", "адыги", "черкесы", "кабардинцы", "шапсуги", присвоенных им произвольно и без опоры на научно-историческую аргументацию еще в период образования советских автономий в 20-е годы XX века, пишет адыгский портал "Хэку Зихия".

Акция "Один народ - одно название" и деятельность Единого информационного ресурса perepis2010.org заявлена как осуществляемая в рамках статьи 26 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый гражданин РФ вправе сам определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

"С учетом большой значимости для черкесского народа восстановления его единого исторического этнонима на основе прямого и свободного волеизъявления граждан", сайт приглашает черкесские Интернет-ресурсы и общественные организации присоединиться к реализации данного проекта.

Адыги - этническая общность, которая включает адыгейцев, кабардинцев, черкесов, шапсугов. Проживают в РФ на территории Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Краснодарского и Ставропольского краев, Северной Осетии.

По информации портала, в первой Всероссийской переписи населения в 2002 году участвовали четыре адыгские народности. Причерноморские черкесы записывались не адыгейцами, а шапсугами. В итоге черкесы в общей итоговой таблице народов РФ заняли четыре позиции: адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги.По итогам этой переписи, черкесов в РФ насчитывалось 712234 человека. Из них 98,1% (698777 человек) - в Южном Федеральном округе.

Некогда самый многочисленный народ на Северном Кавказе, сегодня адыги занимают лишь четвертую позицию, после русских, чеченцев и аварцев, отмечается в докладе об истории переписи населения, размещенном на новом сайте.

После запуска единого черкесского информационного интернет-ресурса, посвященного Всероссийской переписи населения, сайт elot.ru опубликовал поступившее в редакцию ресурса письмо, автор которого рассказывает о попытках воспрепятствования ему в регистрации себя черкесом.

"Свадьба состоялась в родной Адыгее [...]. Начитавшись перед свадьбой черкесских сайтов, призвавших всех черкесов-адыгов записываться на русском языке черкесами, я попросил родственника попросить завЗАГСом записать меня черкесом, супругу черкешенкой. ЗавЗАГСом давно знал нашу семью, но сайты не читал, статью 26 Конституции РФ, как оказалось, тоже. Родственник передал мне его светлую мысль о том, что мы можем записаться только адыгейцами, а черкесы - это другой народ, живущий в КЧР [...]. Записали нас таки-да адыгейцами", - цитирует портал автора письма.

"Получать свидетельство о рождении своего ребёнка я пошел уже к завЗАГСом одного из кубанских городов. В заявлении-анкете на получение свидетельства о рождении я увидел графу, которая давала мне шанс на реванш. В этой графе я имел возможность указать национальность родителей рбёнка, которой сразу же и решил воспользоваться. Заполнив эту и остальные графы, - продолжает автор письма, - я торжественно занес анкету завЗАГСом, который быстро все прочитал и задал всего лишь один вопрос: "А ничего, что в свидетельстве о браке Вы и Ваша супруга "адыгейцы", а здесь уже "черкесы"?" Я возразил, что имею конституционное право указать любую национальность, даже назвал 26-ю статью Конституции РФ, на что равнодушным тоном завЗАГСом ответил, что запишет нас, как нам угодно, "хоть цыганами". Цыганом я решил не записываться, несмотря на такую уникальную возможность, а записал себя и супругу соответственно черкесом и черкешенкой".
 
"А я, когда получал военный билет, меня как-то и не спросили, а сразу кабардинцем написали, - делится в комментариях к письму пользователь hak. - Я сделал им замечание, но уже исправить не мог".

Пользователь под псевдонимом Aslen сетует, что в ЗАГСе Кабардино-Балкарии вообще из всех форм убрали графу "национальность". "Себя с супругой, а далее и дочку негде было обозначить черкесами", - пишет он.

"А сколько раз нам, студентам из КЧР, приходилось объяснять в Майкопе, что черкесы - тоже адыги, и наоборот?! Очень часто доходило до стычек!", - пишет пользователь Юве.

Как сообщал "Кавказский узел", в последние два года подготовка к Всероссийской переписи населения 2010 года активно ведется во многих регионах ЮФО, в частности в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ростовской области. Так, в Северной Осетии в ходе переписи, которая пройдет в октябре 2010 года, будут использованы новые методы обработки информации. В Кабардино-Балкарии наряду с традиционным методом опроса, когда переписчик приходит в дом и заполняет переписные листы со слов жильцов, предполагается применение и других способов сбора сведений. Ростовстат, в свою очередь, при проведении переписи намерен использовать опыт работы с общественными организациями, "начиная с политических партий и заканчивая обществами пчеловодов и рыболовов".

Автор: