"Коммерсант": спецоперации в Махачкале стали ответом ФСБ на теракт с участием смертника
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сразу после теракта с участием смертника у отдела ГИБДД в Махачкале 6 января в столице Дагестана прошло несколько спецопераций, в ходе которых были убиты несколько предполагаемых боевиков, среди которых названы и лидеры диверсионно-террористических групп.
Напомним, что 8 января президент России Дмитрий Медведев поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву и директору ФСБ Александру Бортникову тщательно расследовать теракт в Махачкале и усилить контроль за обстановкой на Северном Кавказе.
Как сообщал "Кавказский узел", в результате теракта погибли пятеро милиционеров, ранения различной степени тяжести и травмы получили 19 человек, в том числе и гражданские лица. "Нива", управляемая террористом-смертником, взорвалась у ворот базы ДПС. Проехать на территорию базы заминированному автомобилю не позволили милиционеры, блокировав ее служебным УАЗом.
9 января сотрудники ФСБ блокировали на въезде в поселок Шамхал близ Махачкалы автомобиль "Ока", в котором находились, как выяснилось позднее, один из лидеров боевиков Марат Курбанов и двое его сообщника. В перестрелке боевики получили смертельные ранения, а их автомобиль загорелся и взорвался. Как выяснилось, боевики перевозили самодельные взрывные устройства. Среди пассажиров был опознан некий Арслан Абдуллаев, прибывший из Ингушетии.
По словам представителя УФСБ, убитые выполняли непосредственно распоряжение лидера махачкалинско-шамхальской диверсионно-террористической группы Мадрида Бегова по перевозке взрывных устройств.
Сам Бегов был убит 10 января во время спецоперации в Махачкале. В Сепараторном поселке, около девяти часов утра, бойцы спецназа ФСБ блокировали частный дом на улице Кулиева в микрорайоне Тарнаир. По оперативной информации, в доме могли находиться члены диверсионной группировки, действующей на территории этого пригородного поселка столицы республики и в самой Махачкале. Спустя полчаса, после того как из дома вышли находившиеся в нем женщины, дети и один из родственников боевика, спецназ начал штурм. Оставшийся в одиночестве вооруженный мужчина попытался вырваться из оцепления, но был убит. Им и оказался Мадрид Бегов.
Он служил в ОМОНе, затем проучился семь месяцев в египетском университете "Аль-Азхар", бросил его, вернулся в Дагестан и примкнул к боевикам. 4 апреля прошлого года Мадрид Бегов, по данным силовиков, совершил покушение на начальника отдела УФСБ по Дагестану, Героя России Зулкаида Каидова, выманив полковника на встречу у здания УФСБ в Махачкале. Медикам тогда удалось спасти раненного офицера.
А 7 января, по горячим следам после теракта, в селении Коркмаскала были убиты, по мнению следствия, два сообщника террориста-смертника, имевшие отношение к организации теракта,— лидер кадарской группировки боевиков, уроженец села Карамахи 37-летний Исмаил Ичикаев и его земляк, 38-летний Исматулла Кузаалиев, работавший водителем маршрутного такси в Махачкале.
По сообщению следственного комитета при прокуратуре РФ, в доме, где они находились, была обнаружена лаборатория по изготовлению взрывных устройств и госномера взорванной у базы ДПС "Нивы".
По одной из версии, теракт смертника стал актом мести за убитого ранее лидера боевиков, пишет газета "Коммерсант". По данным силовиков, участник боевых действий против федеральных войск в 1999 году в Кадарской зоне Исмаил Ичикаев отсидел год по приговору суда, а затем, выйдя на свободу, стал жестоко мстить своим землякам, выступившим в качестве свидетелей по его делу.
Его жертвами стали четверо его односельчан — мать и сын и семейная пара. В последнее время Исмаил Ичикаев являлся амиром боевой группы Магомедали Вагабова, действующей в Карабудахкентском районе Дагестана. В ходе спецоперации на окраине Махачкалы ранения получили два сотрудника спецназа ФСБ. Один из них, старший прапорщик Денис Романов, скончался позднее от полученных ранений.
На место теракта в Махачкале выезжал министр внутренних дел Рашид Нургалиев. На совещании в МВД республики он сообщил, что в 2009 году в Дагестане было убито 153 и задержано 110 боевиков, при этом погибло 58 сотрудников МВД.
Между тем, по некоторым данным, в Дагестане идет постоянный процесс рекрутирования и обучения новых боевиков, и на территории республики сложились слабо контролируемые властями зоны. Еще год назад Бортников заявлял президенту, что самая сложная ситуация с терроризмом складывается в Дагестане, подобной же оценки спецслужбы придерживаются и сейчас, несмотря на то, что наиболее громкие теракты в прошлом году были в Ингушетии, рассказал газете "Ведомости" источник в спецслужбах.
Напомним, 17 августа 2009 года в Ингушетии произошел один из таких терактов. У здания ГУВД в Назрани террорист-смертник протаранил ворота ГОВД заминированной "Газелью", въехал во двор, где шло построение сотрудников милиции, и привел в действие мощное взрывное устройство. В результате взрыва погибли 25 человек, пострадали 262 человека.
В самом Дагестане ситуация остается довольно напряженная. Практически ежедневно из республики приходят сообщения о подрывах, покушениях и терактах. Эти сообщения чередуются с вестями об уничтожении предполагаемых боевиков. Уже после теракта, 7 января, в Махачкале вновь пытались взорвать милицейскую машину. В тот же день в столице Дагестана в собственном доме был убит сотрудник отдела вневедомственной охраны ОВД по Кировскому району.
"Кавказский узел" следит за событиями в Дагестане и ведет хронику происходящих там событий.