Представители мусульман Северного Кавказа примут участие в заседании по объединению мусульманских центров России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Москве 10 декабря встретятся участники рабочей группы, созданной для подготовки заседания комиссии, которая будет принимать окончательное решение о создании единой мусульманской структуры в России. Представители трех главных исламских организаций страны (Центрального духовного управления мусульман, Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа) на заседании в Уфе 5 декабря приняли решение начать переговоры об объединении.
Напомним, что в России в настоящее время существует три крупнейших объединения муфтиятов - Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) (его председателем является Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии), Центральное духовное управление (ЦДУМ) (верховный муфтий - Талгат Таджуддин) и Совет муфтиев страны (СМР) (председатель - Равиль Гайнутдин).
В заседании 5 декабря, которое возглавил глава ЦДУМ муфтий Талгат Таджуддин, приняли участие муфтий Чечни Султан Мирзаев, глава Исламского культурного центра Абдул-Вахед Ниязов, директор департамента внутренних дел Совета муфтиев Арслан Садриев, передает "Интерфакс".
Выступая на встрече в Уфе, муфтий Таджуддин представил схему будущей организации, которая представляет собой шестиконечную звезду, в центре которой - шейх-уль-ислам (старейшина).
Таджуддин заявил о своем желании видеть верховным муфтием Равиля Гайнутдина, председателем ЦДУМ - нынешнего муфтия Татарстана Гусмана Исхакова, а главным казыем (шариатским судьей) - председателя северокавказского муфтията Исмаила Бердиева. При этом, себе Таджуддин отвел роль шейх-уль-ислама, пишет уфимская мусульманская газета "Рисалят-Послание".
Участники встречи, среди которых также были депутат Государственной Думы Алид Яхихаджиев, председатель Исполкома Российского конгресса народов Северного Кавказа Ахмед Азимов и председатель Совета старейшин общества вайнахов Башкири Хамзат Мусаев подтвердили необходимость создания единой организации мусульман России. Каждый делегат вносил свои поправки.
Абдул-Вахед Ниязов подтвердил, что необходимость объединения мусульман очевидна. Также он поделился своими мыслями относительно объединения, указав, с какими проблемами сталкивается общество при современном положении мусульман России.
Чеченский муфтий Султан Мирзаев не согласился с решением Таджуддина относительно поста казыя. «Пост казыя на сегодня не актуален, но в дальнейшем будет нужен», – заявил Султан-Хаджи.
Директор медресе им. М. Султановой ДУМ Республики Башкирии Ильдар Малахов сказал: «Уже не первый раз слышу подобный призыв к объединению, но каждый этого хочет под своим началом. При объединении каждый должен будет пожертвовать своими амбициями».
После дебатов было решено начать организацию единой мусульманской структуры в два этапа. В первую очередь необходимо создать рабочую группу, заседание которой пройдет 10 декабря 2009 года в Москве. От каждой организации (ЦДУМ России, СМР, КЦМСК) будут присутствовать по два делегата. Они в свою очередь подготовят все необходимое для согласительной комиссии, заседание которой пройдет до конца 2009 года. В согласительной комиссии будут присутствовать по восемь человек от каждой организации.
По предварительным данным, в состав рабочей группы назначены от ЦДУМ России Ринат Раев (муфтий Челябинской и Курганской областей) и Мухаммад Таджуддинов; от КЦМСК Али Евтеев (муфтий Северной Осетии) и Мухаммад Албогачиев (муфтий Ингушетии); от СМР Арслан Садриев и Абдул-Вахед Ниязов. Возможно, кого-то из них заменят другими представителями своих организаций, пишет газета.
Раскол между российскими объединениями муфтиятов произошел сразу же после развала Советского Союза и краха прежней системы единой системы духовных управлений, выстроенных еще в царское время и сохраненных советским государством,.
Результатом раскола прежде единой системы ДУМ стало не только ослабление позиций официальных мусульманских лидеров перед лицом самого мусульманского общества и власти, но и постоянное внутренне соперничество за лидерство. Порой это соперничество доходило до публичных взаимных обвинений и оскорблений, до отказа признавать за тем или иным муфтием права на духовное руководство мусульманами, и даже до попыток оклеветать друг друга перед лицом Кремля, пишет "Islam.Ru".
Во время встречи в Уфе 5 декабря Таджуддин зачитал письмо, обращенное к Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать объединение российских духовных управлений. Данное объединение вполне укладывается и в логику президентских амбиций, отмечает издание, подчеркивая, что объединение невероятным образом усилит лояльное Кремлю «официальное духовенство» перед лицом угроз, исходящих от более радикально настроенных общин, в том числе и от сторонников непримиримой войны с российским государством на Кавказе.
О возможной поддержке процесса объединения Кремлем подтверждает и необычная активность последнего времени куратора всех мусульманских проектов России, советника Администрации президента России Алексея Гришина. По имеющейся у издания информации, Гришин посещал Талгата Таджутдина в Уфе накануне приезда делегаций СМР и КЦМСК, а представители Северного Кавказа, фактически доверенные лица президента Чечни Рамзана Кадырова – чеченский глава ДУМ Султан Мирзаев и депутат Госдумы Алид Яхихаджиев, приехали на встречу с Талгатом Таджутдином только после его встречи с Алексеем Гришиным.
Как сообщал "Кавказский узел", согласно данным официальной переписи 2002 года, общая численность всех народов, преимущественно исповедующих ислам, составляет 14,5 миллионов человек. В ноябре 2003 года тогдашний министр по нацполитике Владимир Зорин назвал такую же цифру. По сведениям, озвученным Владимиром Путиным на саммите Организации Исламской конференции в октябре 2003, в России проживает 20 миллионов мусульман. По оценке главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, в России сегодня проживает не менее 23 миллионов мусульман, представляющих 38 народов.
Сейчас в России насчитывается 57 действующих централизованных мусульманских организаций, часть из которых пока не имеет статуса юридического лица. 26 из них входят в ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман), 18 — в Совет муфтиев России, 8 — в КЦМСК (Координационный центр мусульман Северного Кавказа), а 5 действуют независимо.
Координационный центр духовных управлений мусульман Северного Кавказа во главе с муфтием Ставропольского края и Карачаево-Черкесии Исмаилом Бердиевым формально является коллективным членом Совета муфтиев, но фактически это автономная организация, не подчиняющаяся никому. В качестве почетного члена КЦДУМСК входит и в находящийся в Азербайджане Высший религиозный совет народов Кавказа (ВРСНК), возглавляемый председателем ДУМ Закавказья шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде. Стоит отметить, что большая часть населения Азербайджана исповедует ислам шиитского толка, в отличие от российских мусульман-суннитов.
Почетное членство в ВРСНК и СМР позволяет северокавказским мусульманам пользоваться информационным и властным ресурсом этих организаций. Входя в Совет муфтиев России, муфтии Северного Кавказа в то же время благожелательно относятся к ЦДУМ. Отметим, что одной из основных задач представители духовных управлений мусульман Северного Кавказа ставят борьбу с экстремизмом совместно с властями, особенно в тех регионах, где регулярно совершаются нападения на сотрудников правоохранительных органов и официальных представителей ДУМ. Еще в 2007 году на встрече делегации Совета муфтиев России в Нальчике с властями Кабардино-Балкарии шейх Равиль Гайнутдин заявил: "Мы всегда выступали и выступаем за целостность и неделимость Российского государства. Мусульманское духовенство против тех, кто хочет расчленить наше государство".
За свою позицию и сотрудничество с властями и правоохранительными органами мусульманские служители нередко подвергаются нападениям - как утверждают официальные лица, со стороны представителей радикального ислама. В разделе "Хроники" на "Кавказском узле" можно ознакомиться с подробностями подобных нападений в Дагестане, Чечне и Ингушетии.